1 апреля принято шутить, устраивать розыгрыши друзей и знакомых. Его называют Днем смеха или Днем дурака… Однако 24 года назад болельщикам «Зенита» было не до смеха. «Дураки» довели один из символов Ленинграда до ручки. И в таком вот состоянии «Зенит» дебютировал в чемпионате России.
Колосков отправил «Зенит» в Душанбе и Тирасполь
Сезон-1991 питерцы доигрывали, особо не заботясь о результате. Августовский путч 1991-го окончательно свалил империю, на обломках которой возникли 15 независимых государств. Очевидно, и футбола перемены должны были коснуться. Поэтому 18-е место «Зенита» в союзной первой лиге, а вместе с ним «путевку» в буферную зону второй лиги никто всерьез не воспринял. Скорее предполагали, что команда Юрия Морозова окажется в «вышке», вопрос — какого турнира? Ответ на него спешно попытался дать главный футбольный чиновник Вячеслав Колосков, представив проект чемпионата СНГ.
Сегодня, оглядываясь назад, понимаешь, создание Ассоциации футбольных федераций СНГ, правопреемника футбольного СССР, оказалось решающим фактором для УЕФА, чтобы сохранить экс-советскую сборную на Евро-1992. В этой жесткой политической игре (итальянцы, проигравшие нам в отборе, уже потирали руки и готовы были заменить сборную несуществующего государства) хитрый лис Вячеслав Иванович вышел победителем.
В открытый (формулировка для тех, кто не вступил в Содружество) чемпионат СНГ изначально в России мало кто верил. Впрочем, в середине января Колосков и товарищи огласили состав лиги из 22 команд, разбитых на две группы. «Зенит» был определен в группу А в компанию с «Памиром» из Душанбе, «Нефтяником» из Ферганы, «Нефтчи» из Баку, «Тилигулом» из Тирасполя. Чем руководствовались чиновники? О каком чемпионате могла идти речь, если перечисленные выше города были на пороге гражданских или межэтнических войн?! В 1992-м в Душанбе или в Тирасполь въезжали российские танковые дивизии, но никак не футбольные команды. Этот турнир просто не доиграли бы. В итоге новоявленный чемпионат просуществовал меньше месяца. Демарш пяти московских клубов подвел черту: в конце марта стартует чемпионат России! «Зенит» и здесь оказался в числе 20 команд элиты, опять же разделенных на две группы.
Морозов подал в отставку, процитировав Неизвестного
В те исторические дни «Зенит» находился на обочине и решал свои приземленные задачи — выжить! Последние опытные игроки (Бирюков, Желудков, Ларионов, Долгополов, Сергей Кузнецов, Захариков, Подпалый) разбежались. В распоряжении Морозова оставалась талантливая молодежь от 18 до 24 лет, но идти такой командой в высшую лигу — поставить под удар репутацию. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Андреича, стал отъезд в ЦСКА 18-летнего Дениса Машкарина. Суперталантливый воспитанник СДЮСШОР «Смена» мог сыграть и на позиции последнего защитника, и опорным хавом, но зарабатывать 100 долларов в месяц парень посчитал слишком унизительным и неперспективным.
Морозов был взбешен, он требовал объяснений от президента клуба Владислава Гусева. Однако кандидат педагогических наук, великолепный комментатор только разводил руками. В середине марта Юрий Андреевич подал в отставку. Развод с клубом сопровождался ярким спичем на заседании городской Федерации футбола. 57-летний Морозов сыпал цитатами. Вспомнив даже великого скульптора Эрнста Неизвестного, говорившего в эмиграции, что «отличительная черта советского человека — некомпетентность в профессиональной деятельности». Тренер явно намекал на президента клуба…
«Зенит» доверили 38-летнему Вячеславу Мельникову.
— Мне предложили. Что делать? Хотел доказать, что могу работать главным тренером, — вспоминал спустя много лет Вячеслав Михайлович. — Тем более что был знаком с большинством футболистов. Мы ведь вместе стали последними чемпионами Союза среди СДЮСШОР. Многих ребят я и рекомендовал Морозову. Хотя реально оценивал, что остаться в «вышке» команде будет тяжело (по итогам сезона-1992 «Зенит» действительно вылетел. — «Спорт День за Днем»). Пришлось формировать команду с бору по сосенке. Ведь даже «Смена-Сатурн» (первая частная команда в Петербурге, созданная в конце 1991-го. — «Спорт День за Днем») не давала нам воспитанников «Смены». Приходилось брать ребят из СДЮСШОР «Зенит», из других городских коллективов.
Сине-бело-голубым предстоял исторический матч — первый в российской истории. Соперник — московский «Асмарал» советско-иракского миллионера Хусама Аль-Халиди. Тренер — оппонент Мельникова — сам Константин Бесков. Место действия — СКК, еще носивший имя Ленина, на проспекте Гагарина.
Вспомним футболистов, выходивших на ковер СКК 1 апреля 1992 года. Вратарь — Андрей Заикин, его судьба сложилась трагически, через год он умер от рака в возрасте 25 лет. Полевые игроки — Николай Усачев, Артур Белоцерковец, Максим Боков, Алексей Наумов, Сергей Варфоломеев, Михаил Левин, Олег Дмитриев, Юрий Гусаков, Владимир Кулик, Александр Иванов. Кого-то из них смыла волна бытия, другие, как, например, бессменный администратор «Зенита» последних лет Юрий Гусаков, остались на плаву. «Зенит» предсказуемо проиграл 2:4, первый мяч российского разлива забил Кулик, еще один раз отличился Гусаков.
Приятно удивила посещаемость — 10 125 зрителей, согласно официальному протоколу. Молодым читателям не советую саркастически усмехаться. После того как президент России Борис Ельцин подписал указ об «отпуске цен», платежеспособность населения в Петербурге упала ниже плинтуса. Но любовь к «Зениту» оказалась сильнее.