Андре Виллаш-Боаш не рассчитывает больше на Андрея Аршавина, Александра Кержакова и Анатолия Тимощука. Он на них давно не рассчитывает. А сейчас просто об этом сообщил, снизошел, так сказать. Хотя я, в скобках замечу, полагаю, что пресс-служба надавила, она нынче у клуба с пониманием. А то б молчком.
Не хочу и мысли допускать, что эту историю «замолчит» клуб. Я сейчас прежде всего об Аршавине. У Кержакова действующий контракт, год в футболе — все же срок, возможно, мы его еще увидим в зенитовской футболке. «Мало высоко вероятно», конечно, как Зощенко говорил, но все же. Тимощук — футболист сборной Украины, украинские клубы ждут его с распростертыми объятиями. У разбитого корыта Аршавин, дебютировавший в «Зените» в конце прошлого века, многолетний лидер клуба и сборной России! Я совсем недавно доказывал, что Андрей может помочь команде, да попросту с ним она сильнее и не хочу повторяться. В конце концов, выбор состава — прерогатива главного тренера. Иное дело, что если клуб не вмешается, форма расставания с футболистом, номинированным на «Золотой мяч», включенным в символическую сборную Евро-2008, выглядит оскорбительной, а то и издевательской, как по отношению к игроку, так и по отношению к болельщикам.
Нет человека — нет проблемы
Едва ли эти «мелочи» интересуют Виллаш-Боаша, он вновь получил карт-бланш и творит, что ему вздумается при полном попустительстве зенитовского руководства, в составе которого нет реального спортивного менеджера, думающего на перспективу и обеспокоенного идеологией клубного развития. Но все же надеюсь, что болельщики получат возможность поблагодарить Андрея за годы, отданные команде, скажем, в ходе прощального матча. Надеюсь, что для него найдется и работа в структуре «Зенита». Вот, кстати, серьезное было бы усиление в лице опытного, многое на своем веку повидавшего, интеллектуального человека, знающего футбол изнутри.
Что будет делать Александр Кержаков, получивший возможность провести медовый месяц, как положено молодожену, сказать затрудняюсь. Контракт обязывает. Быть может, поиграет у своего друга Владислава Радимова в «Зените»-2. Хуже, если проведет год так, как еще один его друг Игорь Денисов провел концовку минувшего первенства.
Отвлекусь на минутку. Андрей Аршавин, Александр Кержаков, Игорь Денисов… Разве такого завершения карьеры заслужили зенитовские герои, сделавшие клуб узнаваемым в Европе, вообще, сотворившие при менявшихся тренерах новейшую историю «Зенита», да и в сборной пребывавшие много лет на ведущих ролях? Разные люди, разные судьбы и, бесспорно, каждый из них несет свою долю ответственности, кто-то больше, кто-то меньше. Но все же они так много сделали для «Зенита», для Питера, для России футбольной, что когда им перевалило за 30 (критический возраст для игроков), заслуживают более теплого и внимательного к себе отношения.
Главный тренер, по сути, озвучил программу на ближайший сезон. Напомню, что и Павел Могилевец уже говорил, что хотел бы сменить команду, чтобы играть. Итак, «Зениту» Виллаш-Боаша не нужны петербургские футболисты, он не оперирует подобными категориями. Мистер — честный человек, он даже виду не делает, не демонстрирует отсутствующее уважение. Не нужны футболисты, ставшие легендами, с глаз долой! Чуть не сказал привычно «из сердца вон», но это было бы совершенно неуместно. Все три изгнанника пользовались гигантским авторитетом не только в болельщицкой среде, но и среди так называемых VIP-персон Петербурга. Пребывая в команде, могли и высказаться по ситуации в ней, особенно, когда «Зенит» Виллаш-Боаша вновь стартует в Лиге чемпионов, а эти люди всегда будут услышаны. «Нет человека — нет проблемы», — едва ли Андре Виллаш-Боаш знаком с этим изречением и знает, кто его автор, но методика схожа при всей условности.
Фартовый тренер
Я уже писал, что португальский наставник «Зенита» — удивительно фартовый человек. Он появился в Питере, когда клубный менеджмент набрался футбольного опыта, оброс нужными связями в Европе, развил и укрепил их. Не сомневаюсь в том, что будут серьезные кадровые приобретения. Качественные приобретения. Придут подлинно сильные мастера. Притом что и Артур Юсупов, и Артем Дзюба — тоже удачная работа клубного руководства. Но появятся еще и легионеры, благо, лимит пока позволяет. Нет, чемпионат России, разумеется, не станет для «Зенита» легкой прогулкой, но и сверхтяжелой битвой не станет тоже. Вряд ли хоть одна команда сможет сравниться с коллективом Виллаш-Боаша по подбору исполнителей. Оборотную сторону этой медали (скорее всего, золотой) представить не сложно. Все уважаемые и авторитетные эксперты, которых я в последнее время спрашивал о причинах еврокубковых неудач «Зенита», от Аршавина до Владимира Казаченка, в один голос сетовали на слабый уровень национального первенства и, как следствие, отсутствие у зенитовцев выработанной в еженедельных баталиях привычки биться от стартового свистка до финального через не могу, на пределе сил. Ей просто неоткуда взяться.
Есть и чисто футбольные аспекты. «Зенит» ищет себе «десятку» уже давно. Ищет плеймейкера, диспетчера, футболиста на позицию под нападающими, как ни называй, «ищет, не может найти». Это нисколько не противоречит моим высоким оценкам, данным клубным селекционерам. Штучный это народец и довольно редкий, поди сыщи классного плеймейкера — если появляется, европейские топ-клубы тут, как тут, с руками-ногами отрывают. Вообще-то, вот он, Аршавин Андрей Сергеевич, да что об этом говорить. И беспокоиться вроде не о чем. Во встречах с подавляющим большинством соперников по чемпионату России индивидуального мастерства Халка с лихвой хватит, а в «Зените» не один Живанилдо может пофеерить. Европейские амбиции — а что, а вдруг?
На трибунах становится тише
Тут есть еще один аспект, который, как я уже отметил, Виллаш-Боашу и в голову не приходит. На трибунах становится тише. На трибунах «Петровского» в том числе. Какие шикарные празднества дарил клуб в конце минувшего чемпионата, команда блистательно выиграла золотые медали, погода улыбалась, а на трибунах неприлично маленького для нашего города стадиона аншлага добиться не удалось.
Сезон завершен, закипела журналистская работа, время аналитики. И все удивляются, есть, конечно, радость от победы, есть, но как-то… как-то большего ждали. «Можно подумать, что вы — болельщики «Спартака», — смеется известный телеведущий, когда в петербургской его студии собравшиеся обсуждают сезон «Зенита». Остроумно.
Вот и студия улыбается. Но почему-то грустно.