(Фото: ФК «Зенит»)
Вот и стал историей первый чемпионат России, проведенный по новой системе розыгрыша «осень — весна». Турнир подарил неведомую доселе интригу: лишь после того как в воскресенье прозвучал последний финальный свисток, таблица обрела окончательный вид. Последний тур — глазами корреспондентов «Спорта День за Днем».
Клякса «Динамо»
Скажи кто-то после пятого тура, что «Динамо» займет место сразу после участников Лиги Европы, его бы посчитали оптимистом, который не очень ладит с реальностью. Ведь обосновались тогда бело-голубые на последней строчке с пятью баранками, и разговоры были пиром во время чумы — покинуть позорное место в зоне вылета уже считалось достижением.
Но пришел румынский волшебник Дан Петреску и восхождение по таблице с возрастающей игровой состоятельностью сделал величиной постоянной. Чем дольше длилась беспроигрышная серия «Динамо», тем больше стиралось из памяти провальное начало чемпионата. На его финише команда ассоциировалась уже совсем с другими категориями — считалась явным фаворитом в давке за путевку в Лигу Европы и при этом единственной, кого специалисты признавали способной подвинуть «Анжи» с третьего места.
Оптимизму было откуда взяться, ведь в заключительных двух турах «Динамо» надо было решить задачи под названием «Алания» и «Волга». В глазах многих шесть очков можно было сразу превращать из виртуальной в реальную величину. Но за невзрачной скандальной игрой во Владикавказе последовала осечка и в домашней встрече со сверхмотивированными нижегородцами. Дан Петреску остался верен себе, и лишь стрелка судейских часов зашла на вторую треть, проявил себя в привычном блеске. Столкновение в штрафной «Динамо» породило разные на него взгляды у румына и главного арбитра Безбородова. О чем и порывался сообщить Петреску, словно тигр бросаясь на поле. Даже интересно, что бы Петреску сделал, доберись он все-таки до судьи. В итоге динамовский рулевой ограничился стычкой с резервным и отправился по знакомому маршруту на трибуну.
Эмоции и там у него били через край, но вот до команды, очевидно, не долетали. Возможно, Кураньи с компанией постоянного заряда от Петреску и не хватило, чтобы дожать «Волгу». Даже незабитый Бибиловым пенальти не вдохновил. Хотя и победа не позволила бы подняться выше седьмого места. Но это стало известно лишь позже. А пока мы увидели, как двумя мазками можно испортить рисунок, над которым команда с тренером работали больше полугода.
Кубанский восклицательный знак
Блистательный и рекордный для себя чемпионат «Кубани» было негоже завершать без чего-то необычного. Ведь клуб уже приучил, что для него привычно не только удивлять, но и добиваться чего-то вопреки. Сначала загадочный побег из Краснодара Петреску, после которого команда под руководством Красножана как ни в чем не бывало стала подниматься по таблице, одерживая крупные победы. Потом отставка самого Красножана, как гром среди ясного неба. Дальше скандальное исчезновение троих легионеров — Аделейе, Афолаби и Лоло. А «Кубани» все нипочем — она уже с Леонидом Кучуком продолжала ставить рекорды.
Весной команда белорусского специалиста не проиграла ни разу, хотя в соперниках были и трое призеров, и все прямые конкуренты. А разница мячей за эти 11 матчей и вовсе чемпионская — 16–7. Как тут обойтись без десерта в последнем матче да еще при своих болельщиках? Так подумал и Ивелин Попов — войдя в штрафную с левого фланга, он дошел с мячом до лицевой. Ну что обычно ждут в таком случае от игрока партнеры и соперники? Вот и Габулов уже сделал шаг из ворот для перехвата, а Попов как дал с нулевого угла — и вынимай! А заодно показал пример остальным: порой решение, которого ждут меньше всего, оказывается единственно верным.
Верная «Алания»
Верна себе осталась и «Алания». С приходом Валерия Газзаева удаления и скандалы стали для владикавказцев обязательным условием. Сколько раз приходилось слышать жалобы на бессовестных судей, ломавших команде игру удалениями. Вот и Николаев заставил уже с 6-й минуты вдесятером бороться против «Спартака». Дакоста одной рукой взял мяч, а другой как будто между прочим показывал средний палец трибунам. Причем делал это скорее с привычным спокойствием, чем во внезапном порыве гнева. Привычка? Главный судья оценил.
Ну а нам теперь надо готовиться к тирадам о нетерпимости очередного «убийства» от представителей «Алании».
Как Георгиев создал феномен Бабурина
Уверенной игрой молодой сменщик Малафеева уже обратил на себя внимание. До выезда в Пермь 19-летний Бабурин выходил на поле в трех матчах, и трижды победу «Зенита» подкрепляла «сухая» игра Егора. Столь яркий дебют на высшем уровне оставалось оформить документально — для этого требовалось побить рекорд вратарей дебютантов «вышки», дольше всех не пропускавших голов, который, казалось, навечно застолбил Роман Березовский.
Но один матч, второй, третий… И Бабурину уже осталось до рекорда всего 16 минут. Их надо было «насухо» отстоять в Перми. Когда на 10-й минуте Благой Георгиев перебросил мяч через «стенку» в направлении «девятки», замерли, похоже, все, включая Бабурина. Он в это время, стоя у противоположной штанги, лишь глазами провожал мяч. Возможно, уже в ворота… Но звук перекладины позволил выдохнуть с облегчением! Георгиев взял на полтора дециметра выше цели — есть новый рекорд!
Спокойствие Самедова
Сезон, символизирующий провал и обструкции болельщиков, вроде должен был до предела оголить нервы футболистов. Но Самедову, наверное, сохранить их запас помогла трехматчевая дисквалификация на финише сезона. Гол плюс пас в матче с «Мордовией» начались с рейда полузащитника в штрафную, где соперники с ним обошлись неучтиво.
Пенальти отправился бить сам пострадавший. Разбег — и мяч отправляется в правый нижний угол, тогда как вратарь Юрченко смотрит на это из левого. Стоп! Привыкший быть в центре внимания судья Карасев при исполнении Самедовым приговора усмотрел нарушение. Перебить! Как тут не занервничать, не начать в панике искать другие решения? Но недаром полузащитника вызывает в свою команду Фабио Капелло, Самедов без страха и упрека снова взял мяч и словно под копирку все повторил. Дождался, пока Юрченко улетит влево, чтобы, как на тренировке, положить мяч в правый.