Любая советская бабушка вам расскажет, что поляки нас ненавидят. Мотивация будет самой разнообразной: от «морды у них злые» до того, что они «предатели», далее про Марину Мнишек и Лжедмитрия. У поляков найдется немало своих аргументов против восточного соседа, Россию и СССР здесь различать принято не у всех. Скорее всего, про наши морды польские бабушки тоже отзываются нелестно. В 2012 году долгий спор о том, кто плохой, а кто хороший, оказался призван рассудить футбол. Это неправильно, но отступать некуда — в Варшаве 12 июня встретятся сборные Польши и России.
Великий Карлуш Мануэл
В отборочном турнире чемпионата Европы 1984 года сборная СССР играла в одной группе с поляками. И не было противостояния более принципиального и злого. 20 октября 1983 года здесь, во Вроцлаве, на старом стадионе «Шленск» хозяева принимали португальцев. Тем нужна была победа для того, чтобы зацепиться за последний шанс обойти Советы, Польша к тому моменту уже лишилась всяких амбиций. И все пятнадцать тысяч зрителей громким ревом поддерживали... гостей. Участники того матча из состава польской сборной вспоминали, как мороз пробегал по коже, стоило только приблизиться к штрафной Бенту: раздавался такой пронзительный свист, что хотелось бросить все и уйти в раздевалку. Поляки хотели, чтобы сборная СССР ни в коем случае не попала во Францию. На счастье польских игроков, в середине первого тайма Карлуш Мануэл забил мяч, дальше можно было лишь обозначать свое присутствие на поле. Португалия победила 1:0, затем с тем же счетом справилась дома с Советами и обрадовала как минимум две страны.
Распад Советского Союза и то, что Польша пошла своим курсом, безусловно, повлияло на воззрения «новых поляков», пусть они тоже выросли на рассказах своих бабушек и даже мам с папами. Сейчас, за несколько дней до матча во Вроцлаве и Варшаве, все выглядит довольно цивилизованно, болельщики обеих сборных не лезут друг с другом лобызаться, но и кровь, слава богу, не течет. Но совсем не так давно произошел еще один инцидент, который доказывает, что если бросить искру, то пламя может разгореться до небес.
Фанатам «Легии» в Москве не место
Минувшей осенью «Спартак» играл с «Легией» в квалификации Лиги Европы. Большое количество болельщиков варшавян, славящихся своим радикализмом и «творческим» подходом к болению, выдвинулось на автомобилях и автобусах в Москву. Однако на границе обнаружилось, что помимо шарфов и прочей фанатской атрибутики поляки везут плакаты с антироссийскими лозунгами. Подогрела креатив «кибичей» катастрофа самолета с Лехом Качиньским на борту под Смоленском. Фанатов развернули назад, и хорошо еще, что дело тогда ограничилось скандированием ругательств про Россию где-то в лесах между Варшавой и Тересполем, городком на границе с Белоруссией.
Поведение российских болельщиков, схожих с польскими по степени проявления эмоций и зависимости от воздействия алкоголя, пока вполне сносное. Но кое-что, что раздражает местных жителей, они все-таки делают. Феноменальная страсть к атрибутике с изображением серпа и молота привела к тому, что Варшава, как это ни парадоксально, переполнена «советскими людьми». Говорить, что это — красная тряпка для тех, кто помнит «радости» коммунизма, полагаю, не стоит.
Поляки держатся. Более того, местная пресса (та, что серьезная), в отличие, кстати, от российской, старается не «накачивать» население. Никому не хочется, чтобы Евро-2012, выстраданный и неоднозначный, превратился в поляну для выяснения псевдополитических проблем. Польский публицист Матеуш Матышкович, представляющий издание Rzeczpospolita, считает:
— В настоящее время проблемы уже не с коммунизмом, а конкретно с Россией. Что касается серпа и молота, то этот символ не вызывает у меня особых эмоций. Не считаю также, что Россия — империя зла, как считалось раньше. Разумеется, она преследует сейчас свои интересы, но не историческая сила этой страны является главной проблемой, а наша собственная слабость. Не серп и молот сами по себе, а серп и молот как символ ослабления стран Востока.
Матышкович предлагает считать серп и молот и тех людей, что с гордостью носят их на груди, буденовках и прочей одежде, — чистой иронией. Россия ведь тоже страна, пытающаяся уйти от прошлого, а ее граждане, в данном случае футбольные болельщики, не видящие пока новых символов, находят самоутверждение в серпе и молоте. У образованных людей по полочкам все раскладывается, конечно, легко. Но у тех, кто «институтов не кончал», переход от идеи к действию свершается значительно быстрее, без копания в истории и самом себе. Тем более у нас у всех, полагаю, были бабушки.
Чему научили француза
Футболисты польской сборной не смогли избежать вопросов о принципиальности игры с Россией. Даже французский защитник Дамьен Перкис, который по-польски в состоянии только поздороваться.
— Разумеется, я понимаю, как важен этот матч для Польши, — послушно повелся он на вопрос репортера. — Мы хотим выступить на Евро-2012 как можно лучше, но при этом очевидно, какой спрос с нас будет 12 июня.
Главный тренер «орлов» Франтишек Смуда в кулуарах несколько раз упоминался как кандидат на пост наставника одного из российских клубов еще до того, как возглавил сборную Польши, когда прогремел в Лиге Европы со своим «Лехом». При том что выражение лица у Смуды как раз такое, что не нравится нашим бабушкам, тренер понимает, что футбол — космополитичен. И космополитичнее него, пожалуй, только оперный театр. Смуда молчит и не поддается на провокации, хотя ему о Советах, безусловно, есть что рассказать. Евро — турнир скоротечный. Скоро все закончится, и польский тренер вполне может поехать работать в Россию, а потом расскажет на родине, как ему понравилось. И как тогда быть с вроцлавским октябрем 1983-го?
Вроцлав
Польша — Россия
12 июня. Варшава. «Национальный». 22.45
ТВ-трансляция: Первый канал (22.30)
Греция — Чехия
12 июня. Вроцлав. «Мейски». 20.00
ТВ-трансляция: «Россия 1» (19.55)