Александр Кержаков стоял в центральном круге стадиона «Санкт-Петербург». Говорил речь и едва сдерживал слезы. Через десять минут после окончания церемонии прощания с лучшим бомбардиром в истории «Зенита» и сборной России Крестовский остров окружила огромная дождевая туча. Пошел дождь с градом. Получается, плакали не только болельщики. Может, есть в этом доля символизма? Кержаков покинул большой футбол. Теперь окончательно.
Люди с футболками
28 мая 2017 года. Рим. По городу весь день курсируют автобусы с одной фамилией — капитана «Ромы» Франческо Тотти. В тот день его команда играла последний матч сезона с «Дженоа», который должен был стать последним для капитана. Десятки тысяч людей пришли на матч в футболках Тотти и картонками с 10-м номером. Император вышел на поле на 54-й минуте, поэтому, можно сказать, он попрощался не только с командой и болельщиками, но и с любимой игрой на профессиональном уровне. «Рома» выиграла 3:2 и завоевала путевку в Лигу чемпионов. После матча на протяжении более получаса Франческо провожали трибуны «Стадио Олимпико». Видео с церемонии облетело весь футбольный мир. Там были слезы болельщиков обеих команд, руководства, самого игрока. Казалось, вместе с капитаном рыдал весь Рим.
Проводы Кержакова были запланированы на 19:00. Но, как это часто случается, далеко не все желающие смогли попасть на стадион к назначенному времени. Хотя анонс события был глобальный. Сам Кержаков едва ли не каждый день напоминал об этом в социальных сетях. Клуб тоже устроил масштабную акцию, сняв несколько роликов, где в том числе и бывшие одноклубники 34-летнего футболиста призывали прийти на стадион заранее. Естественно, в этом был заинтересован и сам «Зенит». Не только из сентиментальных соображений. Ведь чем больше людей пришли бы на такой матч заранее, тем меньше проблем возникло бы с пропускной системой непосредственно перед игрой. Однако сотни людей с футболками Кержакова стояли в очереди перед стадионом уже после назначенного времени, десятки — рядом со стадионом. Но большинству все же удалось попасть внутрь чаши. К 19.00 арена была заполнена почти наполовину.
Били, бьем и будем бить!
Кержаков вышел на газон точно в назначенное время. Рядом с ним были его супруга Милана и трое детей. Фанаты тут же растянули огромный баннер «Спасибо, Легенда», и Александр отправился на символический круг. Параллельно диктор объявлял о его многочисленных достижениях. Все это выглядело камерно, пока игрок не предложил «Виражу» пропеть его любимый заряд: «Это стольный град».
Через несколько минут он говорил уже в микрофон. Для начала поблагодарил всех собравшихся, а потом вспомнил четырех людей, которые, по его словам, сыграли в его футбольной жизни главные роли. В этот момент Керж уже не пытался сдерживать слезы:
— В первую очередь это мой отец, который находится здесь. К сожалению, трех остальных больше нет с нами. Это мой первый тренер в СДЮСШОР «Зенит» Владимир Ильич Петров, мой футбольный отец Владимир Александрович Казаченок. И наш футбольный дедушка — Юрий Андреевич Морозов. Я уверен, что они смотрят на нас и радуются. Я буду ходить на все матчи. И если не будет такой поддержки, как сегодня, буду очень расстроен. Я вас очень люблю. «Зенит» — чемпион!
Президент «Зенита» Сергей Фурсенко все это время стоял рядом с Кержаковым и тоже сказал несколько слов.
— Мы сегодня чествуем выдающегося футболиста России и Санкт-Петербурга. Он лучший бомбардир России, сборной России, «Зенита». Саша, ты легенда «Зенита»! Саша будет воспитывать зенитовцев. Он остается в клубе! Мы били, бьем и будем бить всех наших соперников! Спасибо, Саша! Храни тебя Господь! «Зенит» — чемпион! — сказал Фурсенко.
Конечно, по драматургии эта церемония уступила тому, что было в Риме. «Зенит» вполне мог организовать ее по окончании матча, хотя сам Кержаков принять участие в нем никак не мог. Тогда полные трибуны выдали бы больше эмоций и выглядело бы это все немного масштабнее. Это попытались сделать во время прощания с футболом Вячеслава Малафеева в конце сезона-2015/16. По разным причинам получилось не так, как задумывали.
Кержаков так и не осуществил свою мечту сыграть на домашнем чемпионате мира. Но в его памяти наверняка надолго останутся эмоции от прощания с футболом на новом стадионе. А это, скорее всего, для легенды города куда важнее любых побед.