Несколько слов о том, почему пражское серебро — максимальный результат для нынешней российской сборной, которая вообще могла отправиться из Остравы прямиком домой, минуя чешскую столицу.
Шесть лет, чтобы нагулять аппетит
Семь минут и тринадцать секунд. 433 прыжка самой тоненькой стрелки на механических часах. Именно такой мизерный временной отрезок (если сравнивать с многочасовыми просторами десяти проведенных матчей на турнире) оставался сборной Канады до потрясающего рекорда — абсолютно «сухого» плей-офф на чемпионате мира! Вдумайтесь: Майк Смит держал свои ворота на замке в течение восьми полных периодов в поединках с Белоруссией, Чехией и Россией. Да и в девятой кряду двадцатиминутке голкипер «Кленовых листьев» отыграл «на ноль» почти две трети игрового времени. Однако шайба все-таки нашла путь в его ворота — от конька Евгения Малкина…
На мой взгляд, именно этот статистический показатель наиболее ярко характеризует подавляющее преимущество команды Тодда Маклеллана на чешском мировом первенстве. Даже ярче, чем общее количество заброшенных на турнире шайб, россыпь разгромов типа 10:1 или 9:0, а также тотальное лидерство канадских суперзвезд в итоговом реестре бомбардиров. Эта команда, которая с легкостью могла играть по «бразильской системе» (вы нам — сколько сможете, а мы вам — сколько захотим), предпочла танцевать от оборонительной печки — во всяком случае, в плей-офф, где игра пошла по-крупному. И преуспела в этом.
А еще эти парни поразили своей дисциплиной на льду — и игровой, и «бытовой». Обратили внимание, что миф о заокеанских хулиганах, играющих в грязный хоккей, провоцирующих соперника и не вылезающих из штраф-боксов, уже давно перекочевал в разряд преданий старины глубокой? Даже в финальном матче канадцы терпеливо переигрывали и дожимали соперника, а когда выведенные из равновесия собственной беспомощностью россияне (в частности, тот же Малкин на исходе второго периода) начали грубить, вовсе не думали отвечать им той же монетой.
Это был настоящий, десертный чемпионский хоккей под «кленовым сиропом»: на высочайших скоростях, с отличным выходом из обороны в атаку, с отлаженной подстраховкой и самоотверженностью в своей зоне, с ястребиной нацеленностью на чужие ворота и красивыми «советскими» комбинациями. Наверное, канадцам нужны были эти шесть лет провалов на мундиалях, чтобы окончательно нагулять аппетит к золоту мировых чемпионатов.
Ненавязчивый внуковский сервис
В понедельник рано утром после пражского «похмелья» российская сборная вернулась домой. Официальный сайт ФХР вроде бы позаботился о болельщиках и журналистах, указав ориентировочное время прилета рейса из чешской столицы в третий терминал аэропорта Внуково, а также предложив представителям СМИ обозначить свое присутствие на мероприятии. Однако на деле вышел конфуз: ни единого болельщика среди встречающих команду Олега Знарока замечено не было, а несколько десятков репортеров столкнулись с откровенно наплевательским отношением сотрудников аэровокзала. Впрочем, досталось и самим хоккеистам, многие из которых вынуждены были пробиваться с багажом к встречавшим их авто через несколько кордонов и турникетов.
Ситуация, если честно, не новая. Можно припомнить, как год назад, возвратившись в Москву после минского триумфа, наша сборная тоже столкнулась с родным ненавязчивым сервисом, когда игрокам пришлось вручную транспортировать свою поклажу от самолета до здания аэропорта. Но в мае 2014-го инцидент скрашивало наличие золота в багаже «сборников», а также толпа восторженных болельщиков, прибывших ранним утром встретить своих кумиров и героев.
Нынешнее же серебро, судя по всему, отечественного любителя хоккея уже не вдохновляет. Или, быть может, люди просто заранее знали (или сами уже сталкивались?) со своеобразным гостеприимством внуковского аэропорта, а потому предпочли не начинать новую трудовую неделю экстремально ранним подъемом и поездкой за МКАД?
Если верно предположение о некой «второсортности» вице-чемпионского титула для российского фаната, то здесь есть о чем поспорить. А в союзники следует взять президента ФХР Владислава Третьяка. Наш прославленный вратарь и до старта мирового первенства заявлял, что любая медаль станет для нашей сборной неплохим результатом, да и после финала с канадцами остался при своем мнении: серебро — это хороший исход остравско-пражской кампании.
Вторят главе федерации и другие известные специалисты и эксперты — такие, например, как Сергей Гимаев и спортивный министр Виталий Мутко. Потому что понимают: для российской сборной в сложившихся обстоятельствах даже выход в финал выглядел чем-то вроде прыжка выше головы.
Не игра в хоккей, а «спасение Отечества»?
Отбросим эмоции в сторону и признаемся себе: чемпионского хоккея версия-2015 сборной России не показывала. Не считать же, честное слово, весомой заявкой на золотые медали разгром соседей-белорусов в день 70-летия Победы! Во всех без исключения остальных матчах на турнире игровые проблемы у нашей команды проявлялись в той или иной степени. И эта степень возрастала по мере приближения к плей-офф.
Признаюсь, немало удивило, что в репортажах некоторых коллег из Чехии звучали бравурно-оптимистичные оценки матчей с участием команды Олега Знарока. «Образцово-показательная победа над Швецией», «блистательный разгром сборной США» — ей-богу, не хватало только фраз о досрочном выполнении пятилетнего плана! Четвертьфинальный и полуфинальный поединки, равно как и заключительные игры группового раунда со Словакией и Финляндией, достаточно выпукло продемонстрировали, что употребление термина «Красная машина» по отношению к нынешней российской сборной — это серьезное оскорбление в адрес славного поколения отечественных хоккеистов 70–80-х годов минувшего столетия.
Когда наша сборная теряла в Чехии из-за травм одного защитника за другим (Медведева вслед за Бирюковым), тренерский штаб ограничился дозаявкой лишь молодого динамовца Миронова, для которого это был дебют на чемпионатах мира. При этом генеральный менеджер Андрей Сафронов выдал очередную хлесткую фразу о том, что опытные защитники «Монреаля» Марков и (хотя бы «или») Емелин «Отечество не спасут». Но возникает резонный вопрос: а так ли уж «спас Отечество» Овечкин, для которого вакансию в составе держали до последнего? Гол и результативная передача в полуфинале с американцами вряд ли могут перевесить те жуткие проблемы, которые все увереннее подкашивали команду в решающих встречах.
Штаб Олега Знарока явно сделал ставку на ту самую «бразильскую систему», рассчитывая забить больше, чем пропустить. Но ставка не сыграла. Звезды атаки приехали в сборную либо с травмами, либо не в форме, либо эмоционально выхолощенными после клубного сезона (последнее особенно актуально для питерского звена и Ковальчука). И если на полтора-два периода запала у команды хватало, то под занавес матчей соперники с пугающим постоянством инициативу перехватывали.
От шведского напора Россию спас Малкин, от американского задора — Бобровский. Не слишком ли часто на этом турнире нашей сборной приходилось не играть в хоккей, а «спасать Отечество»? И стоит ли удивляться, что в финале Канада просто вынесла россиян — без единого намека на иной исход?
Напоследок небольшой совет администраторам сборной: может, стоит заказывать билеты домой после финала чемпионата мира на более поздние рейсы? Тогда и серебряные медали станут для болельщиков хорошим поводом достойно встретить команду на родной земле…