• Вячеслав Малафеев: Решение подсказывали и разум, и сердце

    Вратарь «Зенита» — о завершении карьеры

    18.05.16 18:09

    Вячеслав Малафеев: Решение подсказывали и разум, и сердце - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    В интервью «Спорту День за Днем» зенитовская «легенда №16» рассказывает о своих чувствах после матча с «Локомотивом», победах с «Зенитом», медицинской карте, непобитом рекорде Анатолия Давыдова и планах на будущее. Готов ли Малафеев в субботу сыграть последний матч в карьере и какое место займет футбол в его дальнейшей жизни? Ответы на эти и другие вопросы — в эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем».

    Сыграть с «Локомотивом»? В этом не было необходимости

    — Церемония вашего прощания с болельщиками на «Петровском» после матча «Зенит» — «Локомотив» выглядела очень трогательно: вы все-таки не смогли сдержать слез. Вспомните свои ощущения.
    — Я достаточно сентиментальный человек, но до матча предполагал, что смогу контролировать эмоции. Не получилось. Почему? Эмоциональное напряжение оказалось слишком высоким. За время, пока шел по кругу стадиона, перед глазами пронеслась вся карьера. Успел подумать, какие ворота были более счастливыми, какие нет. Видел адресованные мне баннеры, слышал аплодисменты, скандирования болельщиков. Палитра эмоций была разнообразной: грусть, гордость, радость, может быть, даже сожаление о том, что футбола в моей жизни больше не будет. Восприятие происходящего усиливал тот факт, что рядом находились дети. По большому счету, все, что я делал, было для них.

    — Свой последний матч вы провели ровно год назад против «Локомотива». 30 мая 2015-го года «Зенит» получил золотые медали, сейчас же спортивная составляющая оказалась принципиально иной. Не было ли сожаления, что не удалось завершить карьеру на победной ноте?
    — Я начал свой путь в «Зените» с ничьей. (2:2 во Владикавказе с «Аланией» в 1999 году. — «Спорт День за Днем».) И закончил ничьей. Так что круг замкнулся логически (улыбается). Конечно, хочется постоянно побеждать, но не всегда это получается. Таков футбол.

    — Был ли шанс, что против «Локомотивом» вы выйдете в качестве действующего игрока? До игры многие предполагали, что вы вообще начнете встречу с железнодорожниками в стартовом составе.
    — «Зенит» постоянно борется за высокие результаты, тренер не может позволить себе поставить под сомнение достижение турнирных задач ради чьего-то личного интереса. Да, я был включен в заявку и теоретически мог принять участие в игре. Но если я бы и вышел на игру с «Локомотивом», то чисто символически. Матч складывался непросто, к тому же еще в первом тайме нам пришлось делать вынужденную замену. Главный тренер до последней секунды искал пути усиления игры, во втором тайме выпустил на поле тех игроков, которые, по его мнению, были способны разнообразить действия «Зенита» в атаке, так что со спортивной точки зрения в моем появлении на поле не было никакой необходимости.

     

    — Ваш контракт с «Зенитом» истекает в конце июня, следовательно, вы еще можете сыграть с «Динамо». Говорил об этой возможности и Андре Виллаш-Боаш. Рассматриваете ли вы подобный вариант развития событий?
    — Смотрите ответ на предыдущий вопрос! (Улыбается.) Скажу так: я по несколько часов в день работаю в тренажерном зале, принимаю участие в общекомандных тренировках, нахожусь в хорошей форме. Но в Москву, вероятно, все-таки не поеду. Хотя до 30 июня действительно должен заниматься по утвержденному тренером графику.

    Чудо, что дотянул до тридцати семи

    — Планы на отпуск уже построили?
    — Идеи есть. Но пока не могу свыкнуться с мыслью, что летом не надо ехать на предсезонные сборы. Признаюсь честно, в этом одна из прелестей моего нынешнего положения! (Улыбается.)

    — Не жалеете, что не удалось побить рекорд Анатолия Давыдова по числу матчей, сыгранных за «Зенит»?
    — Рекорд не был самоцелью. Да, эту цифру я держал в голове, но по объективным причинам часто выходить на поле просто не мог. Поверьте, из своего организма я выжал максимум, а, может быть, даже больше. Если бы обычный человек увидел мою медицинскую карту, то схватился бы за голову! (Смеется.) Увы, травмы, хронические болячки и всевозможные рецидивы последние два года стали моими неизменными спутниками. В обиходе это называется «обрушение организма». По большому счету чудо, что я доиграл до тридцати семи лет.

    — В 2012 году вы расстались со сборной России. Не считаете сейчас, что сделали ошибку?
    — На тот момент это было абсолютно правильное решение. Я получил возможность рациональнее использовать свои внутренние ресурсы, больше времени стал проводить с семьей. Если бы не подвело здоровье, я вполне мог вернуться к теме сборной, поскольку тогда формулировка звучала следующим образом: не закончил, а приостановил выступление за национальную команду. Но жизнь показала, что футбольный ресурс к тому времени был практически исчерпан. Я перестал играть за «Зенит», поэтому попасть на чемпионат мира возможности не было. Снизил ли я планку требований? Тоже вряд ли: в матчах за клуб я выкладывался по полной программе. Решение подсказывало и разум, и сердце. Рано или поздно это должно было произойти.

    — Вы семнадцать сезонов провели в составе одной команды. Уникальный случай для нынешних времен!
    — Никогда не скрывал, что мне комфортно в «Зените» и в родном городе. Да, были периоды, когда я оказывался на скамейке запасных, да, периодически ко мне проявляли интересы большие клубы из России и из-за рубежа, однако «Зенит» и Санкт-Петербург всегда оставались для меня на первом месте. Значение слова «патриотизм» родители объяснили мне еще с раннего детства.

    — За семнадцать лет матчи, события, люди слились воедино, или есть эпизоды, которые ярче сохранились в памяти?
    — Сходу выделить одну из 442 игр очень непросто. Навскидку на память приходят встречи с «Порту», финал Кубка УЕФА с «Глазго Рейнджерс» и поединок за Суперкубок с «Манчестер Юнайтед». Все титулы для меня очень важны: я всегда любил побеждать. Но особняком, конечно, стоит победа в чемпионате России 2007 года и наши европейские трофеи. Такое не забывается.

    Экспертом быть готов, тренировать — нет

    — Вы один из немногих спортсменов, которые заранее обустроили свою послефутбольную жизнь. И тем не менее не могу не задать следующий вопрос: что будет дальше?
    — Я действительно крепко стою на ногах. У меня есть бизнес, приносящий хороший доход. Имеются разносторонние интересы. Я сейчас чувствую себя абсолютно свободным и счастливым человеком. И дело, конечно, не в том, что больше не надо рано вставать и ехать на тренировки! (Смеется.) Просто возможностей стало несоизмеримо больше! Я планирую развивать агентство недвижимости М-16. Хочу учиться, мечтаю попробовать себя в иных ипостасях: юриспруденция, режиссура, телевидение, возможно, политика. Теперь я могу позволить себе много путешествовать, уделять гораздо больше времени семье, участвовать в благотворительных проектах. С одной стороны, с футболом ушла целая эпоха. С другой — открываются новые горизонты. Мне всего 37 лет. Впереди новая жизнь, возможности которой даже немного опьяняют.

    — «Зенит» останется с вами?
    — Я надеюсь на это. Если клуб попросит меня стать его представителем или консультантом в той или иной области, захочет вместе реализовывать благотворительные проекты, нести в болельщицкую среду зенитовские идеи, я с радостью соглашусь. Почту за честь стать посланником «Зенита» в Санкт-Петербурге, в России и во всем мире. Готов консультировать тренерский штаб и руководство команды по любым вопросам. Ну и, конечно, помогать новым игрокам в поисках места жительства в нашем замечательном городе. В принципе, последние два года я этим и так занимаюсь (улыбается).

    — А собственно футбол?
    — Экспертом быть готов! Тренировать — нет. Как ни крути, для этого необходима особая мотивация.

    — Играть?
    — Ну только если за ветеранов или в кругу близких друзей! Причем не вратарем, а полевым футболистом! (Улыбается.)

    — Словом, мы не прощаемся?
    — Нет, конечно. Я открыт для общения, веду авторскую колонку в спортивном издании, выступаю в роли эксперта на «Матч-ТВ». Для всех постоянно открыты двери нашего офиса на Малом проспекте Петроградской стороны, 16. Ну а сегодня, пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить руководство «Зенита», партнеров по команде и всех болельщиков Санкт-Петербурга. Как бы ни сложилась моя дальнейшая жизнь, этот период я буду всегда вспоминать как самый насыщенный, успешный и яркий. На данный момент это мои лучшие годы. «Зенит», спасибо за все!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»