(Фото: РИА «Новости»)
Два брата Фурсенко уже давно стали нарицательными персонажами в России. Андрей Александрович — в сфере образования за введенный ЕГЭ, Сергей Александрович — в футболе по совокупности причин. Но больше всего нападок вызвал переход нашего футбола на европейскую систему «осень — весна». Уже и сезон по ней отыграли, а ее противники все не унимаются. И среди них президент РФС Николай Толстых. Означает ли это, что возврат все еще возможен? Возникшую ситуацию обсудили журналисты «Спорта День за Днем» и выдвинули свои версии дальнейшего развития событий.
Александр Кавокин: Десять лет назад Питер с помпой праздновал 300-летие. Перед праздником все было как и положено — где-то помыли, где-то подкрасили и подреставрировали, а кое-где нацепили на фасад зданий красивый муляж. Авось поедут дорогие гости на своих лимузинах и не заметят подмены. Жизнь по формуле «осень — весна» — из этой же серии. Снаружи смотрится красиво: глядите, мы теперь шагаем в ногу с Европой! Но как только копнешь глубже, все обаяние исчезает. Одна тоска. Особенно во втором дивизионе, где отпуска теперь по полгода. Впрочем, о «Руси» или «Металлурге» из Выксы никто особо не думал. Реформа затевалась ради нашей элиты. Причем проходила под восторженные возгласы: вот сейчас мы навалимся, настроим манежей и будем играть в январе-феврале, как в «англиях» и «испаниях». Прошло три года. С навалившимися туго. Только «Урал» и «Сибирь» обзавелись небольшими манежами. И еще большой вопрос, позволят ли им принять там матчи премьер-лиги. Но у остальных нет даже этого! В Москве и Питере, правда, остались крытые арены еще с советских времен, тот же «Олимпийский» или СКК «Петербургский», но команды премьер-лиги туда силком не затащишь. «У нас есть возможность расширить время для игры в футбол. Например, уйти в декабрь, отыграть в январе и полностью закрыть февраль, — рассказывал в январе нашему изданию директор СКК «Петербургский» Николай Скляренко, — Если «Зенит» хочет сыграть у нас в декабре, то пускай сейчас подает заявку». «Зенит», видимо, не хочет, раз вообще никак не прореагировал. Круги поменяли местами, и этого достаточно. Футболисты получили еще один отпуск летом. Тоже неплохо. А инфраструктуру пусть развивает Николай Толстых. И желательно на государственные деньги.
Максим Михалко: Когда принималось знаковое решение, Фурсенко в своем привычном стиле оптимистично заявил, что новая система сподвигнет клубы уделять больше внимания инфраструктуре, в том числе строить манежи. Жаль, что Сергей Александрович забыл озвучить, на какие средства это будет строиться, например, клубами, которые и на содержание команды-то наскребают по сусекам. И еще — как и кем эти грандиозные строительства будут контролироваться. Сейчас очевидно, что те высказывания были очередным дилетантским словоблудием бывшего президента РФС. О чем наглядно говорит и нынешний второй дивизион: ну где еще в мире мы найдем аналог чемпионата, где перерыв длится полгода?! На эту тему прошлой осенью высказался бывший президент «Спартака» Андрей Червиченко: «Если о проведении чемпионата по системе «осень — весна» в премьер-лиге еще можно спорить, то играть так во втором дивизионе — настоящее шутовство». Лучше и не скажешь. И дело, кстати, не только в системе, назови ее «осень — весна», «лето — зима» или «снег — трава» — проблемы ведь остаются. И тот переход «имени Фурсенко» очень похож на попытку отвлечь внимание от реальных проблем российского футбола. Вот смотрел я в начале марта игру «Петротреста» с хабаровским «СКА-Энергией». Серьезно говорю — увидев это «зрелище» на мониторе из другого конца комнаты, подумал, что транслируют лыжи. Заснеженная местность, снуют разноцветные фигуры, полсотни зрителей на трибуне. Вопрос — кому такой футбол нужен? Если игроки в мороз не играют, а бьются на льду, среди зрителей, наверное, только журналисты, приятели участников полярного матча да несколько футбольных специалистов. И мячи в ворота залетают не после техничного удара, а с внезапным порывом ветра. Кто бы ответил — как нас от такого действа новая система «осень — весна» спасет?
Александр Кавокин: Спасет только глобальное потепление. Наш гибрид для этого не годится. Мы все почему-то твердим про «осень — весну», хотя на деле получили «лето — весну». Ну какая осень, если чемпионат России начинается в самый разгар лета — 14 июля?! Наши клубы стонали, что им не дают зарабатывать летом. Но разве сейчас стало лучше? Для пополнения бюджета выделено всего 20 дней. Выкрутиться, конечно, можно — сыграть в объединенном турнире, получив один млн евро от Газпрома, или слетать в Китай, как ЦСКА. Самим нашим клубам пригласить некого. Можно хоть засыпать офис «Барселоны» или «Реала» приглашениями на товарищеские матчи, все равно ничего путного не выйдет. У европейской элиты в это время отпуск. Она начинает свой чес по городам и странам только в августе, когда в России уже не до Месси и Криштиану Роналду. Свой чемпионат в самом разгаре. Приостановится он только 7 декабря, когда будет сыгран 19-й тур. «Идеальное» время для футбола в России. Носы поморозим и свои газоны «поубиваем». Если мне не верите, то спросите у профессионалов. «В идеале надо заканчивать как минимум в середине ноября. Но не позже. Начинать идеально в начале апреля», — рассказывал «Спорту День за Днем» управляющий стадиона «Петровский» Владимир Литвинов. С апрелем он, конечно, погорячился. Никто не позволит начинать так поздно. Где тогда будут практиковаться наши команды, дожившие в Европе до весны? А вот с концом ноября можно уложиться. Пару туров скинуть на лето, когда футболисты еще голодны до игры, а еще пару — на весну следующего года.
Максим Михалко: Несколько положительных моментов у новой системы все-таки есть. Соскучившись по футболу за межсезонье, болельщики видят матчи на хороших полях, а не катание по снегу и валяние в грязи, когда идентифицировать команды получается только по лицам их игроков. Важно, что и решающие матчи проходят на ровных и зеленых газонах. Начинают играть после Нового года по-прежнему в те же сроки, но разница, на мой взгляд, есть. Если раньше экстремальные мартовские матчи были началом сезона и потери из-за весеннего футбола можно было исправить, то сейчас ранняя весна означает выход чемпионата на финишную прямую. Какие бы ужасные поля ни были, очковые потери для команд в такой ситуации уже более весомы, что заставляет подходить к матчам ответственнее и даже в таких условиях находить дополнительные игровые козыри. Наверное, болельщики были бы рады, будь зимний перерыв не три месяца, а, например, полтора. Играли бы примерно до середины декабря и возобновляли чемпионат в начале февраля. Только где условия для этого и специально разработанный календарь, чтобы мы в такой ситуации смотрели именно футбол, а не какую-то его разновидность? Одним из аргументов сторонников новой системы был такой: команды будут стартовать в еврокубках не через девять месяцев после завоевания туда путевок, а почти сразу — через два. С одной стороны, логично. С другой — какая разница? Если в прошлом году мы увидели на примере «Зенита», как приход двух игроков может моментально сделать команду неузнаваемой. Или как более раннее по сравнению с соперником вхождение в сезон не уберегло ЦСКА от пролета мимо группового турнира Лиги Европы. Синхронизация трансферного окна с европейским? Во-первых, до конца оно пока так и не синхронизировано. Хотя вести переговоры с новичками, когда у них закончился сезон, наверное, все-таки легче. Но лучше бы кто-то из клубных руководителей на конкретном примере объяснил: так уж сильно помогла «осень — весна» добиваться согласия игроков на переезд в Россию?
Александр Кавокин: Сомневаюсь, что такие найдутся. Легионеры примут любые правила игры, лишь бы платили хорошие деньги. Впрочем, наши игроки тоже предпочитают не выступать на деликатную тему. Переход на «осень — весну» продавили боссы больших клубов. Кому же хочется вступать с ними в конфронтацию? Один раз откроешь рот — и вмиг станешь невъездным в обе столицы. Лишь полузащитник «Зенита» Роман Широков позволил себе усомниться в том, что мы пошли в ту сторону. Но усомнился так деликатно, что на это вообще не обратили внимания. Как давно уже никого не трогают стоны умирающих клубов из ФНЛ и второго дивизиона. Премьер-лига живет своей жизнью, где зарплата одного игрока сравнима с бюджетом одного отдельно взятого клуба из провинции. Где людей гоняют на футбол в декабре. И еще обижаются, когда приходит мало народу. Сейчас вот стали с людей брать деньги за просмотр футбола, те в ответ ропщут: нам бы сначала зрелище. Но клубы премьер-лиги непреклонны — утром деньги, а вечером — как получится. Получается чаще унылая картинка с пустыми трибунами. ФНЛ хотя бы показывают бесплатно, но зато исключительно по будням: самым тяжелым дням недели, понедельникам или вторникам. Для канала «Россия 2» — это хорошо, для простого болельщика — плохо. Любимой отдушины в выходные больше нет. Второй дивизион и вовсе нигде не показывают (даже не делают нарезок моментов из матчей), но он и не очень вписывается в новую систему координат. Проводится для галочки, и ладно. Пока эти три турнира будут оторваны друг от друга, мы каши не сварим. Во всяком случае, ручеек из молодых талантов, стучащихся в клубы премьер-лиги, окончательно обмелеет. Я не призываю вернуться к прежней системе «весна — осень». Еще одного полуторагодичного сезона наш чемпионат не переживет. Но и оставлять нынешнюю формулу тоже нельзя.
Максим Михалко: И уж точно нельзя оставлять эту формулу в существующем виде. Все громче раздаются слова из РФС, что второй дивизион в ближайшее время вернется к прежней схеме — с апреля по октябрь. Перерыв окажется таким же полугодовым, но это будет все-таки перерыв между чемпионатами, а не в рамках одного турнира. И здесь возникает вопрос — если второй дивизион все же вернут на старые рельсы, то как быть командам, которые по итогам сезона получат право на повышение? Завершив чемпионат в октябре, ждать до июля дебюта в ФНЛ? Наверняка Николай Толстых знает больше, но пока все это одна сплошная загадка. Что касается ФНЛ, то, на мой взгляд, руководителям Лиги стоит посерьезнее подойти к вопросу календаря. Чтобы в марте и ноябре были по максимуму задействованы манежи и стадионы южных городов, например. Ну а в премьер-лиге уже пора к нерадивым клубам применять жесткие меры. Если не из-за погоды и особенностей климата, а по причине собственных недоработок не подготовили должным образом поле и стадион — никаких переносов! Играйте на нейтральном поле. Если же в марте, например, в том же Томске или Казани подготовить газон для сносного футбола окажется вообще нереально, то будьте любезны, господа начальники, — организовывайте клубам матчи на нейтральном поле за счет лиги. Вы переход на «осень — весна» ключевым решением сочли, вы такой календарь составили — вам и отвечать.