• Владислав Радимов: Мы все работаем на первую команду

    Главный тренер «Зенита»-2 ждет трансферного окна

    07.11.15 03:50

    Владислав Радимов: Мы все работаем на первую команду - фото

    Фото: ФК "ПАРИ НН"

    «Зенит»-2, завоевавший симпатии зрителей и передавший в «основу» несколько футболистов (Ткачук, Долгов, ранее Шейдаев и Ходжаниязов), заслуживает более пристального внимания первых лиц петербургского клуба. Почему «Зенит»-2 не может тренироваться и играть официальные матчи в полном составе, постараемся в ближайшее время узнать у спортивного директора «Зенита». Сегодня же поговорим о чисто игровых нюансах. Каковы итоги первого круга? В чем главная заслуга молодых ребят? Поможет ли «Зениту»-2 Александр Кержаков и уйдут ли зимой нынешние лидеры? Ответы Владислава Радимова — только на страницах «Спорта День за Днем».

    Интересы главной команды превыше всего

    — В Петербурге по-прежнему продолжают скорбеть по жертвам авиакатастрофы на Синайском полуострове. Что испытывали футболисты и тренеры «Зенита»-2, возлагая цветы в аэропорту Пулково после возвращения из Красноярска?
    — Что говорить — это трагедия для нашего города и всей страны. Мы же отправлялись в Красноярск именно в день авиакатастрофы. Наш вылет был назначен на 19.00, а самолет из Египта ждали в Санкт-Петербурге около двенадцати. В субботу по всему терминалу чувствовался запах нашатыря, в аэропорту стояла тишина. По-человечески сложно видеть рядом родственников и чувствовать вокруг огромное горе. Спасибо сотруднице клуба, которая привезла в Пулково цветы. Страшное это зрелище: свечи, детские игрушки… После таких событий понимаешь, что работа работой, но в жизни есть вещи гораздо более важные.

    — Вы летали на Дальний Восток, еще будучи действующим футболистом. Скажите, повлияла ли смена часовых поясов на игроков «Зенита»-2 в матче с «Байкалом»?
    — Да, конечно. Мы прилетели в Красноярск в пять утра, игра начиналась в 13.00 по местному времени. Кстати, первоначально матч должен был состояться вечером, однако «Байкал» перенес начало встречи на день. В итоге поужинали в самолете, поспали три часа, позавтракали в отеле, быстро провели установку на игру и поехали на стадион. В раздевалке у меня-то глаза просто закрывались. Представляю, каково игралось ребятам! Мой опыт? Во-первых, тогда мы с Зыряновым были немного помоложе, а во-вторых, летали-то мы чартером, где можно разлечься на нескольких сиденьях и спокойно отдохнуть. Сейчас же мальчишки летят эконом-классом наравне с остальными пассажирами.

    — «Байкал» совсем недавно серьезно потрепал нервы ЦСКА в 1/16 финала Кубка России. Действительно хорошая команда, несмотря на занимаемое место?
    — Да, хорошая! В ФНЛ есть клубы, не показывающие содержательного футбола, а у «Байкала» игра выстроена, ребята обучены. Что не получилось у нас? Во-первых, у футболистов разное функциональное состояние. Те, кто привлекается к работе с главной командой, работают совершенно по-другому графику: после наших игр отправляются на тренировку с «основой» и там трудятся по полной программе. Но это не вина, а наша беда. Мы прекрасно понимали, что «Зенит»-2 создается, чтобы лучшие футболисты работали с главной командой. Увы, на наших играх это не может не сказываться. В частности, играть фирменный прессинг на протяжении всех девяноста минут, чем мы славились в начале сезона, сейчас не способны. Простой пример: два человека прессингуют, а один недобегает — не потому, что не хочет или не умеет, а просто не может. В итоге все рушится. Однако такая ситуация, повторюсь, объективна: разные графики, иное восстановление, разное функциональное состояние.

    — Первый круг завершен. Что получилось, что нет?
    — Плюсы таковы: мы неплохо начали сезон, ребята получили бесценный опыт, каждый матч проводится на пределе возможностей, многие футболисты на этом уровне ощутимо прибавили. Однако затем многое изменилось, вследствие чего сейчас мы находимся там, где находимся.

    Главная проблема не в том, что у нас на выезды ездят по двенадцать человек — мы не можем тренироваться все вместе.

    — Шестнадцатое место — это объективное положение дел на данный момент?
    — Думаю, да. И главная проблема заключается не в том, что у нас на выезды ездят по двенадцать человек, хотя понятно, что это не дело. Мы не можем тренироваться все вместе — вот ключевой момент.

    — Вы правильно заметили на послематчевой пресс-конференции в Красноярске, что у профессионального клуба, выступающего в ФНЛ, должен быть состав. Сейчас у «Зенита»-2 по тем или иным причинам состава для полноценного учебно-тренировочного процесса нет. Как выходить из этой ситуации?
    — До закрытия летнего трансферного окна с нами работало по двадцать человек, что обуславливало высокий уровень конкуренции и возможность отрабатывать игровые взаимодействия. Сейчас, когда наши футболисты привлекаются к занятиям с главной командой, на тренировках присутствуют семь-восемь игроков. Нам в итоге ни над обороной не поработать, ни над позиционным нападением. Да и вообще ни над чем! Что делать? Ждать зимнего дозаявочного периода. Менять что-то надо, поскольку ситуация действительно очень сложная.

    — Внутренние ресурсы задействовать сложно из-за выступления «Зенита»-м в юношеской Лиге чемпионов?
    — Да. Мы, например, брали в Красноярск двух заявленных за «Зенит»-2 футболистов — Назимова и Иванова. Смотрите: в пятницу они сыграли за молодежный состав с «Мордовией», в субботу улетели с нами, в воскресенье вышли на замену в матче с «Байкалом», а во вторник отправились в Лион, где сыграли в Юношеской лиге чемпионов. Вот какая нагрузка выпадает на восемнадцатилетних пацанов!

    Обратите внимание, что и главная команда испытывает подобную проблему: если убрать игроков «Зенита»-2, глубина «скамейки» окажется невелика.

    — Восполнить потери в составе выпускниками академии «Зенита» нельзя?
    — Нет, проблема как раз и заключается в ограниченности заявки! Те, кто был в нашем составе, летом уехали в другие клубы, а дозаявлять после 31 августа никого нельзя. В итоге и получается так, что ребята из «Зенита»-2 могут играть за любую команду структуры «Зенита». За нас же выступать могут лишь те игроки «Зенита»-м и основного состава, кто был изначально заявлен. Кстати, обратите внимание, что и главная команда испытывает подобную проблему: если убрать игроков «Зенита»-2, глубина «скамейки» окажется невелика.

    — В этой связи вы жалеете об уходе Ходжаниязова, Костина, Терентьева, Шейдаева?
    — Конечно, жалею. Другой вопрос, что каждый случай индивидуален. Если Ходжаниязов сразу сказал, что его не интересует ФНЛ и он хочет попробовать свои силы в Европе, то зачем его было удерживать? Другая ситуация у Шейдаева, которому многие советовали играть в премьер-лиге. Не получается попадать в состав «Рубина»? Что ж, для него это будет хорошим уроком, важным опытом в борьбе за место в составе. Но молодым ребятам надо пройти все ступени: второй дивизион, ФНЛ, чтобы быть готовыми к премьер-лиге. Конечно, мне с Шейдаевым было бы гораздо проще варьировать состав и строить тренировочный процесс. Но мы уже начинаем пользоваться сослагательным наклонением.

    — Как же строить тренировки, когда на занятии присутствуют восемь человек?
    — Как-то выкручиваемся. Понятное дело, по всему полю не побегаешь, тактические упражнения не проведешь. Играем четыре на четыре, что-то придумываем. Кстати, когда только создавался «Зенит»-2, мы сталкивались с подобной проблемой. Вспомните: во втором дивизионе мы тоже не всегда могли набрать состав. Через год ситуация выправилась. Не сомневаемся, что и сейчас будет так же. При этом еще раз подчеркну: все мы работаем на первую команду, интересы которой превыше всего.

    Выход один — ждать открытия трансферного окна

    Нас просто ставят перед фактом: этот футболист может сыграть за «Зенит»-2, этот нет. Как нам сверху говорят, так мы и делаем.

    — Почему же футболисты «Зенита»-2, не имеющие возможности тренироваться и играть за вашу команду, не получают шанса в «основе» и раз за разом остаются на скамейке запасных?
    — У нас есть спортивный директор, который полномочен отвечать на такие вопросы. Нас просто ставят перед фактом: этот футболист может сыграть за «Зенит»-2, этот нет. Или, например, условного Евсеева можно использовать шестьдесят минут. Как нам сверху говорят, так мы и делаем.

    — Как тогда объяснить ребятам тот факт, что в матче с «Тосно» на замену выходит, условно говоря, не Киреенко, заслуживший своими голами этот шанс, а 17-летний Никита Андреев, сразу перешагнувший из молодежного состава в главную команду?
    — Вопрос не ко мне. Может быть, тренерский штаб главной команды просматривает все матчи «Зенита»-м и приглашает приглянувшихся игроков, откуда мне знать? Если Виллаш-Боаш выпустил Андреева, значит, видит в нем какие-то задатки. Ну а если говорить объективно и по-человечески, то, конечно, ребятам обидно. Впрочем, еще раз повторю: есть главный тренер, который отвечает за результат и принимает те или иные кадровые решения.

    — Как сейчас строится ваше взаимодействие с Андре Виллаш-Боашем?
    — Мне через начальника команды Евгения Кошелева поступает заявка на тех или иных игроков. Оперативные вопросы решаем по телефону.

    — С руководством клуба эта тема обсуждается?
    — Да. Все прекрасно понимают, что игроков не хватает. Но выход один — ждать конца ноября и открытия трансферного окна.

    — У вас не создается впечатления, что при подобном подходе темпы роста молодых игроков начинают снижаться? Понятно, что Павлу Долгову за шесть отведенных ему минут в матче с «Мордовией» сложно проявить себя, однако, на мой взгляд, лично ему было бы полезнее провести полноценный матч в Красноярске, нежели сидеть на скамейке запасных в Санкт-Петербурге. Ваша позиция?
    — Опять же мы делаем, как нам говорят. При этом не забывайте, что Долгов и Евсеев летали в Лион на матч Лиги чемпионов, а это гораздо важнее поединка с «Байкалом». Относительно же игровой практики с вами соглашусь: ребятам было бы полезно играть больше. Но календарь выбирать нельзя. Ни нам, ни «основе».

    — В случае с молодыми футболистами вы всегда были приверженцем использования метода проб и ошибок. Но в настоящий момент мы этого не видим: футболисты «Зенита»-2 не получают шансов в главной команде. Что делать?
    — И вновь вопрос не по адресу. Я хочу, чтобы в «Зените» играли все мои ребята. Пусть работают, доказывают. Все же кадровые решения принимает главный тренер.

    — Нет ли ощущения, что ваш коллектив, как триста спартанцев, сжимается в кулак и с каждым матчем закаляется все больше и больше?
    — Конечно, со временем все пойдет на пользу. В ФНЛ крепкие соперники и высокий уровень сопротивления. Когда ребята понимают, что практически не могут рассчитывать на замены, когда после перелета, поспав всего три часа, надо выходить на поле, они мужают. Другое дело, пацанов не всегда хватает на все девяносто минут. Но это тоже надо перебороть! После игр я стараюсь их меньше ругать, поскольку понимаю природу ошибок. Да и соперники, имеющие возможность варь­ировать состав и усиливать игру заменами, находятся в выигрышном положении. Но еще раз подчеркну: пусть закаляются! Ничего страшного в этом точно нет.

    — Сказывается ли на настроении ваших подопечных отсутствие турнирной задачи? В премьер-лигу по регламенту не выйти, в Кубке России не сыграть…
    — Ну как это «отсутствие турнирной задачи»? Мы опустились на шест­надцатое место, нас ждут тяжелейшие испытания. Но что делать, через такое тоже надо пройти. Я, кстати, поймал себя на мысли, что никогда не боролся за выживание: ни с ЦСКА, ни с «Крыльями», ни с «Зенитом». Но такой опыт тоже нужен — пусть не как игроку, а как главному тренеру. Сдаваться мы не собираемся. Обыграли же «Спартак»-2!

    Зырянов и Лобов никогда не подведут

    — Александр Кержаков сейчас мог бы помочь вашей команде? Не обращались ли вы к нему с соответствующей просьбой?
    — Сложная ситуация. Такого Кержа я не видел никогда в жизни: все задания он выполняет на пять баллов, работает с колоссальной самоотдачей! Его цель понятна — уехать за рубеж и доказать, что еще может пригодиться «Зениту». Да, я говорил Кержу, что он может играть за нас. Но возвращаться к этой теме не буду.

    — То есть мяч на его стороне?
    — Да. Решение Керж будет принимать сам.

    — Зырянов действительно играл в Красноярске с повышенной температурой?
    — Да! Более того, в перерыве его вырвало из-за сильнейшего кашля. Костя вышел на поле только потому, что у нас с ним хорошие личные отношения, однако сейчас я жалею, что пошел у него на поводу, и больше рисковать здоровьем Зырянова не буду. Но то, что он сыграл в такой ситуации, лишний раз характеризует его как человека. И вновь доказывает, насколько Костя прикипел к этой команде и что он никогда, ни при каких обстоятельствах не бросит ребят. Ну а какой он футболист, мы все прекрасно знаем. Кстати, хочу сказать самые теплые слова и в адрес Кости Лобова. Ему необходима операция, однако мы договорились, что надо потерпеть до конца ноября. Вот Костя и играет. Даже прихрамывает иногда!

    — Верность и преданность — важнейшие человеческие качества.
    — Да. Я знаю, что эти два человека меня никогда не подведут. Как и остальные ребята. Да, мы можем проиграть, однако при этом оставим на поле все, что у нас есть.

    — Сейчас я понимаю, что должен извиниться перед журналистами, — получилось не совсем красиво. С другой стороны, меня тоже можно понять: мы уступили, «Факел» обыграл нас по делу, эмоции перехлестывали. Зато мне многие это вспоминают — мол, шикарно, давно такого не было! И, согласитесь, это лучше, нежели чем я кого-нибудь куда-нибудь бы послал на этой пресс-конференции! (Смеется.)

    — Вы не задавались мыслью в столь сложной ситуации попытаться возобновить карьеру?
    — Знаете, думал об этом! Но проблема в том, что по медицинским показателям это невозможно. Увы, вернуться на поле здоровье не позволяет.

    — Второй круг начинается с выезда в Тулу. Вас ждет очередное сложнейшее испытание!
    — Да, это так. Но в этой команде мы никогда никому заранее не сдаемся. Обратите внимание: лишь дважды мы проиграли с разницей в два мяча — «Балтике» и «Факелу». Выбора у нас нет. Будем играть! Могу лишь еще раз похвалить ребят, многие из которых раскрылись с новых сторон. Рядом с Зыряновым здорово прибавил Зинков, Киреенко, которого едва ли не списали со счетов, забил семь мячей в ФНЛ и в целом показывает шикарную игру!

    — Если зимой ребятам поступят предложения из премьер-лиги, что посоветуете?
    — Конечно, в таком случае надо уходить. Разумеется, не так, как Шейдаев, однако если заинтересованность проявит главный тренер, а клуб будет готов выкупить контракт у «Зенита», то надо двигаться вперед. Знаю, что предложения есть у многих, пацаны подходят, советуются. Мальчишки на виду, они неплохо проявляют себя в ФНЛ. При этом не забывайте, что они молоды, у них российские паспорта — в свете возможного ужесточения лимита они станут еще более востребованы. Я никогда не скрывал, что хотел бы видеть в стартовом составе «Зенита» одиннадцать питерских воспитанников. Понимаю, что сейчас это нереально, но… Еще раз повторю: мы будем играть и никому не сдадимся.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»