Один из руководителей бокса на Юге России уверен, что о ростовских боксерах через несколько лет заговорят во всем мире.
Оплот дружбы между народами
— Абдулмуталим Гамзатович, как возник в вашей жизни спорт?
— Родился и вырос в Каспийске — городе, где любят бокс, где воспитаны единственный в Дагестане олимпийский чемпион Гайдарбек Гайдарбеков, чемпион мира Альберт Селимов, много чемпионов Европы и призеров Олимпиад.
Я любил все виды спорта, а боксом жил. В третьем классе увидел объявление: «Приглашаются в секцию…» Собрались с приятелями-соседями разных возрастов и пошли. Лет в 17 мне запретили заниматься боксом из-за проблем со зрением. Тем не менее никогда не оставался безразличным к спорту. С моими друзьями, ставшими впоследствии мастерами спорта международного класса, постоянно ездил на соревнования и болел за них.
В 1996-м перебрался в Сальск, где тогда не было ни одной боксерской секции. Спустя три года зарегистрировали городскую федерацию. Глава администрации города бесплатно нам выделил весь первый этаж комбикормового завода. По нашему обращению оплату коммунальных платежей взял на себя депутат Законодательного собрания Ростовской области Али Узденов, за что ему большое спасибо. Своими силами сделали спортзал. Детишки растут, с ними занимается старший тренер ЮФО среди юношей Казим Халилов. Появился и женский бокс. Прогресс идет.
Приятно, что в Сальске, несмотря на произошедший в 2006 году межнациональный конфликт, в секцию ходят много русских ребят, что подтверждает: спорт — оплот дружбы между народами, к которой всех призываю. Пусть парень не добьется больших результатов, но если он тренируется, то спорт даст ему и физическое здоровье, и духовное.
Верим, что Селимов превзойдет Саитова
— Но главное в спорте — результат?
— До сих пор храню запись моего интервью 2000 года, где даю слово, что мальчик из нашего зала будет боксировать на Олимпиаде-2008. Журналисты, услышав, смеялись! Только открыли зал, детей почти нет… Но мечта сбылась: Европа и мир покорились, и лишь бы Альберт Селимов был здоров, а все необходимое, чтобы победить на Играх, у него есть.
Что касается завтрашнего дня, в Сальске много перспективных ребят. Бокс Южного округа сейчас на первом месте в России: в пяти из одиннадцати категорий в Пекине будут выступать южане. В Ростовской области есть некоторые проблемы: сейчас нет хороших боксеров, хотя есть хорошие тренеры — тот же Анатолий Черняев, воспитавший Султана Ибрагимова. Зато много чемпионов России среди юношей. Думаю, уже через два-три года о ростовских боксерах заговорят на российском и европейском уровне.
— И кто-то из них выйдет на ринг на Олимпиаде-2012?
— Надеюсь. Потому что вижу, какие у нас 16–17-летние ребята. Просто их еще, как говорят в боксе, не «раскатали». Когда парня берут в сборную и начинают возить по соревнованиям, тогда он и «выстреливает». А если в зале 10 лет колотить по груше, то там и останешься. Но мы рассчитываем на участие Селимова как минимум в двух Олимпиадах — ведь ему только 21 год.
— А если в профессионалы подастся?
— Будем обсуждать. Существуют понятия бизнеса и славы. В России лишь один двукратный олимпийский чемпион по боксу — Олег Саитов. А у Селимова есть все шансы выиграть и вторую, и третью Олимпиаду.
«Чей парень?»
— Как вы нашли Альберта?
— Понимал, что за три-четыре года не вырастить боксера из мальчика, которому 7–8 лет. И на молодежном чемпионате России в Саратове, куда возил сальских ребят, увидел Селимова. Глаза горят, у всех красиво выигрывает... Там же я встретил своего первого тренера Нури-Пашу Талибова: «Чей парень?» — «Мой…» Выяснил, что никто Альберта не поддерживает, и предложил свою помощь. С того дня я тоже официально его тренер.
Поговорил с тогдашним министром спорта Ростовской области Борисом Кабаргиным, он нормально отнесся к перспективе двойного зачета. В итоге теперь Селимов представляет и Дагестан, и Ростовскую область, что является узаконенной практикой. Хорошие отношения у нас и с нынешним министром Сергеем Горбуновым. Ни в чем не встречал отказа у Сергея Васильевича и могу его только поблагодарить.
Также помимо тренерской оказываю и спонсорскую помощь тяжелоатлетке Наталии Заболотной. Ей тоже сделали двойной зачет с Дагестаном. Причем мы готовы поддерживать не только Наташу.
Многие почему-то болезненно реагируют на словосочетание «двойной зачет». А кому от него плохо? Министерствам идут очки, спортсмен получает зарплаты от двух регионов, два тренера и две республики радуются его успехам, укрепляются отношения между субъектами Федерации… Все довольны — и спортсмену хорошо!
Жизнь пролетает как миг
— Вы много помогаете спорту? Зачем это вам?
— Я никогда не видел в спорте бизнеса. Почему не помочь другим? Когда ты наладил кому-то жизнь, считаю, это большое достижение. Одно дело, когда у человека есть будка, ты ему помог, и он открыл в ней магазин. А совсем другое, когда чемпиона города сделал чемпионом мира. Помогать можно в разных сферах. Но я люблю спорт. И призываю тех, кто может помочь спорту, чтобы они не оставляли его без внимания. Чтобы до них могли достучаться. А я могу ровно столько, сколько Всевышний дает мне возможностей.
— Тех, кто мог бы поддерживать спорт, больше, чем тех, кто ему помогает?
— Намного. Но не потому что не хотят. Скорее всего, никто не просил этих людей помочь. Бывает же так. Приходит женщина: если сыну не сделают операцию, у него откажет рука. Проверяю и даю ей денег — и тем самым сохраняю руку ребенку. А если бы она ко мне не пришла, как бы я ей помог? У нас центр Южного округа, много крупных компаний… А спорт — и политика, и здоровье, и радость.
Ну сколько мы проживем? Жизнь как миг пролетает. Если все будут правильно жить, всего всем хватит. И все это понимают! Но мы настолько закручены, что начинаем переоценивать ценности только на похоронах или в больнице: «Ведь такое может и со мной произойти. А чем я сейчас живу, что делаю? Текучка, беготня, встречи…» Хорошо сказал один человек: мы так устроены, что тратим здоровье, чтобы заработать деньги, а потом тратим деньги, чтобы вернуть здоровье. Я хочу достойно прожить и, когда мои дни будут сочтены, знать, что сумел кому-то помочь.