(Фото: РИА «Новости»)
Накануне старта объединенного турнира корреспондент «Спорта День за Днем» связался с Одессой, с лучшим футболистом Европы–1986 Игорем Белановым. И поговорили мы не только на тему предстоящего междусобойчика, но и словно на машине времени перенеслись на четверть века назад. 25 июня 1988 года сборная СССР — последний раз в своей истории — играла в финале Евро.
С Блаттером и Платини не кручусь
— Игорь Иванович, не слишком ли много в контексте турнира четырех говорят на тему объединенного чемпионата? Многих это раздражает…
— Меня, например, нисколько не раздражает! Видимо, этот турнир и проводят для того, чтобы обкатать какой-то формат будущего чемпионата. Чтобы зрители посмотрели, кто-то вспомнил прошлое. Объединенный чемпионат мог бы быть полезным для всех. Хотя… есть опасения, что украинский футбол может пострадать. Как ни крути, российские клубы на сегодняшний день будут посильнее.
— Вроде бы и президент УЕФА Мишель Платини, и главный босс мирового футбола Зепп Блаттер высказались отрицательно, но первые лица оргкомитета ОЧ продолжают гнуть свою линию. На чем основана их уверенность?
— Может, кто-то сильно хочет заработать на этом чемпионате? Финансовый аспект, на мой взгляд, выходит здесь на первое место. Блаттер и Платини против? Не знаю, я с ними не кручусь (смеется).
— Впереди длинный сезон, составы явно не оптимальные, плюс риск получить травму. Будет ли у российских и украинских команд достаточно мотивации в предстоящем турнире?
— Уверен, все, о чем вы говорите, уйдет на второй план. Клубы амбициозные, будут обязательно биться! Все-таки это престиж. Встречаются сильнейшие команды России и Украины. Кто же из них круче? Плюс и финансовый интерес, не сомневаюсь, серьезный.
— Восемь замен по ходу матча — это правильно? Не подмывает ли такой регламент соревновательную основу, делая турнир, по сути, тренировочным?
— Такое количество замен — неправильно. Придумали непонятно что! Давайте вообще двумя составами сыграем! Я сам участвовал в подобных турнирах. В Мадриде, в Амстердаме мы побеждали с киевским «Динамо». Уверяю, там не разрешали такое количество замен. Требовали, чтобы мы играли основным составом.
— «Динамо» не сыграет с «Шахтером», «Зенит» со «Спартаком». Организаторы перестраховались?
— В этом вопросе поддержу организаторов. Не надо обострять ситуацию. Не знаю, как в России, но киевляне с Донецком играют не на жизнь, а на смерть. «Шахтер» ушел вперед, «Динамо» отстает. Поэтому не надо им встречаться еще и в предсезонном турнире.
Россия и Украина — это всегда дерби
— В стартовом матче «Зенит» сыграет с «Шахтером» в Киеве. Неужели в столице Украины, да еще в разгар отпускного сезона, противостояние Питера и Донецка вызовет какой-то интерес?
— Они будут играть в Киеве? Да вы что? Странно!
— Просто в Петербурге вскрыли поле на стадионе «Петровский», а больше играть негде…
— В Питере нет стадионов! Я просто в такое не могу поверить! Вы меня огорошили! Ленинград, Санкт-Петербург — это же всегда был футбольный город! И один стадион, на котором может играть «Зенит»?! Тогда в какой-то мере у «Динамо» и «Шахтера» будет преимущество своего поля. А будут ли болеть за «горняков» в Киеве? Воздержусь от ответа.
— Вы слышали, что верные фанаты киевского «Динамо», называющие себя ультрас, собираются бойкотировать объединенный турнир?
— Не вижу здесь никакой политики. Что плохого, что перед началом сезона «Динамо» проведет четыре серьезных спарринга? Мне сложно понять ультрас. Почему бы не поддержать свою любимую команду? Может, они к чему-то готовятся, не знаю.
— Но объективно «Зенит» и «Спартак» — это не «Барселона», «Реал» или «Бавария»...
— Турнир вызовет интерес — поверьте мне на слово. Хочется увидеть заполненные трибуны на матчах. Россия и Украина — это всегда дерби. Да и ваш брат журналист вовсю накаляет обстановку. Чей футбол сильнее?
В финале должен был делать хет-трик
— Завтра (разговор состоялся вчера. — «Спорт День за Днем») исполняется ровно 25 лет, как сборная СССР стала серебряным призером чемпионата Европы. Часто вспоминаете события тех дней?
— А как же мне не вспоминать?! Я часто пересматриваю тот чемпионат. Финал с Голландией мне долго снился, особенно незабитый пенальти ван Брекелену. Забил бы, может быть, и сумели бы мы отыграться. Времени еще много оставалось. И уверенность в своих силах была. Ну не везло мне на том чемпионате! Мог вообще лучшим бомбардиром стать, только в финале хет-трик должен был делать — пенальти, потом в штангу пробил и в первом тайме с пяти метров не попал в ворота. Судьба такая, наверное.
— Почему за четверть века больше не родилось такой команды — ни на Украине, ни в России?
— Время поменялось, люди другие стали. Они уже выбирают — играть за сборную или нет. У нас другое отношение было. Мы знали, когда можно погулять, а когда начинается работа. Положа руку на сердце, у моего поколения и жизни-то особой вне футбола не было — сборы, выезды, турниры, карантин на базе, но мы стремились к чему-то. Сейчас я вижу, что на первом месте — материальные ценности.
— Простите, но не поверю, что ваше поколение было бессребрениками?
— И правильно не верите! Мы все живые люди, у большинства из нас были жены и дети. Я говорю о другом, мы не ставили деньги во главу угла. Мы хотели побеждать! Чтобы потом было что показать сыну, мол, не просто так по футбольному полю бегал.
— В современном мире разве можно быть голодными до футбола?
— Об этом и речь! Сейчас пацанов на машинах привозят родители, заставляют заниматься футболом. Дескать, там много заработать можно.
— С футболистами сборной-1988 часто пересекаетесь?
— Регулярно! Мы все время ездим, проводим матчи, турниры. И на Камчатку летали, куда только судьба не заносила. Сейчас вот в Казахстан поедем. Дасаев, Хидиятуллин, Черенков, Гаврилов — кто способен еще двигаться (смеется), всегда с нами в сборной СССР. Мастерство-то никуда не девалось. А вы говорите, ностальгия!
— Чем вы сами занимаетесь?
— Я депутат, советник мэра Одессы, у меня есть своя детская школа, бизнес. Я Одессу не хочу бросать. Здесь все мое. Хотелось бы, конечно, отдать силы «Черноморцу», но это никому не нужно.
— Почему так происходит?
— Не ко мне вопрос. Уговаривать мы никого не будем. Все-таки у меня есть опыт — в Швейцарии, где с неизвестным клубом «Виль» мы взяли Кубок Швейцарии, в Мариуполе, когда я за два года вывел команду в высшую лигу.
— То есть видите себя исключительно менеджером, а не тренером?
— Именно так! Каждый должен заниматься тем, к чему предрасположен. Думаю, мне доказывать уже ничего не надо!