Часто, говоря о проблемах детско-юношеского футбола в России, мы приводим в пример западные страны, где, как нам кажется, все просто замечательно. Вот только на деле оказывается, что даже ведущие чемпионаты страдают от безобразной работы академий и детских школ. О ситуации в Англии «Спорту» рассказал бывший защитник киевского «Динамо» и сборной СССР Сергей Балтача, уехавший в Великобританию в конце 80-х.
Перед стартом чемпионата Европы в Польше и на Украине 54-летний специалист подписал контракт с академией «Чарльтона». В этом клубе он уже работал, но на некоторое время уходил в «Челси». Сейчас Балтача будет не только работать со старшей группой футболистов (от 16 до 18 лет), но и консультировать всех тренеров академии «эддикс», начиная с тех, кто занимается пятилетними детьми.
Премьер-лига сильна исключительно легионерами
— Есть ли будущее у нынешней сборной Англии при Рое Ходжсоне?
— Ходжсон — грамотный, опытный специалист, умеющий играть тактически. Он все правильно делал. Хорошо, когда команда организованна и умеет защищаться, но в данном случае необходимо уметь выполнять и вторую часть — атаковать и забивать голы.
— Но очередной вылет на ранней стадии свидетельствует о том, что у англичан хватает проблем.
— Конечно. Главная из них — в системной составляющей. Футбольной ассоциации необходимо наконец определиться, в какой футбол должна играть национальная команда. Посмотрите, какие сборные пробились в полуфинал Евро-2012. Португалия и Испания выглядят как единое целое. Они умеют держать мяч, в контратаку у них бежит по пять-шесть футболистов, которые столь же быстро возвращаются в оборону, чтобы помочь партнерам. У немцев очень молодая команда, в которой не одиннадцать игроков, а как минимум двадцать два. А в нынешней сборной Англии есть всего десять человек более-менее высокого уровня, а смены у них нет.
— Так в чем системность проблемы?
— Я работаю в Англии уже 23 года и прекрасно вижу, что здесь в последнее время возникли серьезные ошибки в детско-юношеском футболе. Тренерам главной сборной просто не из кого выбирать. Даже выход из группы — это уже хороший результат. Англичанам везло раз, два, но рано или поздно эта удача должна была закончиться. Шведы и украинцы не меньше заслуживали выхода из группы, особенно с учетом того, как развивались события в последних матчах. Легендарный футболист «Ливерпуля» Алан Хансен, сейчас работающий экспертом на телеканале Би-би-си 1, сразу после игры с итальянцами разложил все по полочкам, и стало еще очевиднее, что четвертьфинал для «Трех львов» — это максимум.
— Но ведь английская премьер-лига считается самым сильным европейским чемпионатом.
— Это так, но добились этого исключительно с помощью легионеров. Костяк других сборных составляют игроки собственных чемпионатов: примеры, серии А, бундеслиги. И те же испанцы, итальянцы и немцы являются звездами своих первенств. В Англии такого нет. Многие болельщики после вылета в четвертьфинале звонили на различные радиостанции и негодовали по поводу того футбола, который показала сборная. Сейчас многие из них начинают осознавать, что сила чемпионата и сила национальной команды — разные вещи.
Бывшие футболисты не делятся опытом
— Почему вы решили вернуться в «Чарльтон» из «Челси»?
— Здесь задумывается очень интересный проект. Последние четыре года я был тренером по развитию, мне это интересно. К тому же я хочу забрать вместе с собой нескольких специалистов из «Челси». Мне кажется, с их помощью у нас появится очень хорошая база для дальнейшего прогресса. «Чарльтон» два года уговаривал меня вернуться, видя плоды моей работы, и я согласился.
— Можете назвать имена ваших воспитанников, которые уже на слуху у футбольных болельщиков?
— В клубах премьер-лиги есть такие люди, которые шесть лет назад учились в моем колледже. Например Давид Аму, игравший за «Ливерпуль» даже в Лиге Европы. Фрэнк Ноубл, игравший за «Челси», а теперь числящийся в «Вест Хэм» (футболист в мае нынешнего года был выставлен «молотобойцами» на трансфер. — «Спорт»). К тому же за «Чарльтон» сейчас играют несколько человек, которых я тренировал, когда им было 13–14 лет. Также есть мои воспитанники в чемпионатах Белоруссии, Украины, Румынии. Многие из них мне звонят и благодарят за то, что я им помог подняться на такой уровень.
— Что не так в детско-юношеском футболе?
— В академии вкладывается очень много денег, но работают они неправильно. Очень мало профессионалов. Необходимы люди, которые сумеют поменять имеющуюся систему, но нынешние специалисты на это не способны. У нас, на Украине и в России, бывшие футболисты охотно работают с детьми, делятся опытом. Здесь такого нет. Те же тренеры, которые есть, в первую очередь думают о том, как бы сделать себе имя. Поэтому и берут исключительно ребят постарше, чтобы постараться с ними что-то выиграть.
Марадона, Блохин, Шевченко, Аршавин
— Сколько нужно времени, чтобы изменить систему?
— Я уже два десятка лет говорю об изменениях, но ничего не меняется. В Футбольную ассоциацию периодически приходят новые люди, но с точно таким же менталитетом, как и у предшественников. Во всем мире тренеры делятся на детских и юношеских, а здесь такого нет. Одни и те же люди, никогда не игравшие в футбол, занимаются с пятнадцатилетними и с пятилетними детьми, не имея никакого опыта. А ведь от возраста зависят те упражнения, которые можно и нужно давать детям. Сначала надо переучить тренеров и только тогда можно ждать, что они подготовят будущих звезд. Да, есть такие уникумы, как Уэйн Руни, выросшие на улице и добившиеся всего сами. Но, родись он в другой стране, сейчас был бы в разы сильнее. Если отвечать на ваш вопрос, то на переустановку системы нужно 15–16 лет.
— В России на многих ребятах ставят крест еще в юношеском возрасте, не давая им возможности раскрыться. В Англии есть такая проблема?
— Конечно. Здесь в футбол берут только физически сильных детей, абсолютно не глядя на их технические данные. Если бы те же Марадона, Блохин, Шевченко или Аршавин родились в Англии, о них никто бы никогда не узнал. Не могут же все в десять лет быть под два метра ростом! Многие забывают, что некоторые игроки раскрываются лишь в 16–18 лет. У меня за последние годы появилось необычайно много талантливых восьмилетних ребят, но клубы их не берут, потому что они еще не сильны физически.
— И что становится с такими детьми?
— Они пропадают (вздыхает). Набирают только тех, кто лучше готов физически, но к 18 годам 65 процентов из них уходят из футбола.
— В каком английском клубе система выстроена лучше, нежели в остальных?
— Наверное, в «Вест Хэм». Единственный клуб, который не боится брать молодых ребят, доверяет им, дает время на то, чтобы те могли себя показать. Надеюсь, что скоро смогу назвать и «Чарльтон». По крайней мере руководство верит в мои идеи.
— Верите, что неудача английской сборной станет толчком к изменению системы?
— Честно говоря, нет. Сейчас на носу очередной сезон в премьер-лиге, и все будут говорить только о том, какое это сильное первенство. Клубам невыгодно вводить какие-либо лимиты на легионеров, потому что они думают исключительно об успешных выступлениях в еврокубках. На первый план выходит бизнес.