Донецк — знаковый город в карьере Бирюкова. Там он провел свой первый матч в высшей лиге чемпионата СССР, яркие эпизоды матчей против «Шахтера» Михаил Юрьевич до сих пор вспоминает в мельчайших подробностях. А два этапа его работы в «Зените» в качестве тренера разделяет в том числе и донецкий период.
Пять пропущенных мячей в дебютной игре
— Помните свой дебют на высшем уровне?
— Многие подробности уже стерлись из памяти, все-таки 31 год прошел. Припоминаю, что минут за 15 до окончания матча мы выигрывали 2:1, но за оставшееся время пропустили четыре мяча. Чувства от такого дебюта были неважными, но тренеры сказали, что я в пропущенных голах не виноват. Это меня заметно поддержало.
— Какая в то время была обстановка на донецком стадионе?
— Тогда «Шахтер» часто играл при полных трибунах, но мне запомнилась доброжелательная атмосфера. При том что матчи у нас получались очень упорными и бескомпромиссными, отношение к нам со стороны местных болельщиков было очень хорошее.
— Есть встречи, стоящие особняком?
— В 1981 году у меня был перелом челюсти, мне вставляли внутрь пластины, которые долго не вытаскивали — что-то никак там не срасталось. В тренировках-то я принимал участие, а на матчи ездил на всякий случай, как второй вратарь. Но перед матчем в Донецке Юрий Морозов был недоволен игрой и сказал, чтобы, несмотря на травму, я выходил против «Шахтера». Так с пластинами и играл. А запомнился матч еще и потому, что в такой необычной ситуации удалось выиграть.
Старухин снимал верховые передачи, как рукой
— «Зенит» с «Шахтером» были похожи?
— По игре точно нет. За «горняков» тогда еще выступал знаменитый Виталий Старухин, и тактика команды в атаке в основном строилась исходя из его феноменального умения действовать «на втором этаже». Этот нападающий очень четко улавливал момент, когда надо выпрыгнуть, и сбрасывал головой мяч своим партнерам, как рукой. Кстати, в том числе и поэтому Юрий Андреевич в 1981-м поставил меня в ворота. Рассчитывая, что мне легче будет бороться с верховыми передачами, которые «Шахтер» использовал очень часто. В общем игровые стили у нас были непохожи, а вот схожи мы были, пожалуй, большим количеством собственных воспитанников в составе.
— Кто, кроме Старухина, особенно вам доставлял проблемы?
— Сложно было с Виктором Грачевым, который выделялся настырностью, лез во все «дыры», постоянно искал свой шанс. Глаз да глаз нужен был за Михаилом Соколовским, обладавшим великолепным ударом. Кстати, именно момент, когда я смог перехитрить его в одной игре, помню лучше всего из многих матчей наших команд. Мы это даже спустя 20 лет обсуждали.
— Заинтриговали.
— В чемпионском для «Зенита» 1984 году мы начинали сезон как раз поездкой по Украине. Что интересно, ни подробностей матча, ни даже счета я не помню. (Команды сыграли 1:1. — «Спорт») Зато часто рассказывал о пенальти, который тогда взял от Соколовского. Я ведь по возможности изучал манеру пенальтистов, запоминал, кто в какой угол чаще бьет. И когда судья назначил одиннадцатиметровый в той игре, я намеренно занял позицию левее от центра.
— В чем был замысел?
— Я хотел заставить Соколовского пробить именно в тот угол, который открыл. Ведь достаточно на 10 сантиметров сместиться в сторону, чтобы со стороны ворота показались чуть не наполовину открытыми. «Купился» на мою хитрость и Соколовский — пробил в левый угол, чего мне только и было надо. Когда я в 2004 году работал в донецком «Металлурге», мы с Мишей вспоминали тот матч, и он признался, что решил тогда, что я просто ошибся. Так и сказал: «Думал, ты, молодой, ворота потерял». (Смеется.)
«Зенит» и «Шахтер» полностью «захватили» свои города
— Трудно работать в городе, где практически все болельщики переживают за другую команду?
— Действительно, все симпатии в Донецке отданы «Шахтеру». Его популярность можно сравнить с той, что в Питере у «Зенита». И это при том что «Металлург», на всякий случай, команда высшей лиги. И условия там для работы были очень достойными, база великолепная, но болельщиков было полторы-две тысячи. А сложно ли работать, когда город живет командой-конкурентом? Не задумывался об этом. Всегда говорил, что надо делать свое дело как можно лучше, вот и в Донецке старался принести больше пользы «Металлургу».
— Согласны, что «Зенит» и «Шахтер» во многом сблизились в последнее время?
— Сближают наши клубы в первую очередь масштабы задач и большие вложения для развития. Как Ринат Ахметов в Донецке, там и Газпром у нас не жалеют средств на строительство инфраструктуры и создание условий для выполнения амбициозных планов. Даже по выигранным титулам обе команды очень похожи: «Зенит» и «Шахтер» неоднократно побеждали во всех соревнованиях своих стран. Еще и выигрывали Кубок УЕФА. Пожалуй, только Суперкубок Европы горняки еще не выиграли — в отличие от нас. (Смеется.)
— На «Донбасс-Арене» уже бывали?
— Пока еще не доводилось, но отзывы о стадионе слышал только восторженные. С нетерпением жду нашего визита в Донецк, чтобы лично увидеть одну из лучших арен в Европе. Но и у нас ведь скоро будет новый стадион, надеюсь, еще лучше, чем «Донбасс-Арена».