Вернувшийся из Ванкувера Алексей Мишин, наставник фигуриста Евгения Плющенко, выигравшего на Олимпиаде серебряную медаль, считает, что фигурное катание все-таки вырулит на правильную дорогу, а его ученик доберется до Сочи-2014, где ему «подставят плечо» другие талантливые российские фигуристы. Правда, для этого, убежден мэтр, в нашем спорте нужно кое-что изменить.
Разве транзишны — это главное?
Вспоминая Олимпиаду в Ванкувере, Алексей Мишин сказал, что Игры — особые соревнования. Их не сравнить ни с чемпионатами мира, ни с чемпионатами Европы. Это гала-шоу.
— Конечно, коммерция все больше въедается в жизнь Олимпиад, но пока еще она их не угробила: спортивная составляющая превалирует, — говорит Алексей Николаевич. — Об этом можно судить хотя бы по лыжникам, приходящим на финиш. Заметьте, им даже некогда смахнуть пот с лица. Пока есть такое самопожертвование, Игры будут сохранять свой смысл и свое предназначение.
И все-таки интриг, по мнению тренера, избежать не удается. Они коснулись и Евгения Плющенко, вернувшегося в спорт в этом году после трехлетнего перерыва.
— Знаете, ведь Женя и в прошлом году пытался вернуться, — говорит Мишин, — но доктор в Германии ему сказал: колено не выдержит. А он все-таки вернулся ради Олимпиады. И вы бы видели, какая была реакция других фигуристов, когда Женя вышел на лед Новогорска. У нас же было сонное царство! А когда вернулся Плющенко, показал, как надо кататься, все начали к нему тянуться.
И все-таки «мировая закулиса» в лице Международного союза конькобежцев (ISU) подложила Евгению Плющенко свинью.
— Как только Плющенко объявил о возвращении, ISU распространила видеопособие на тему «Как не надо кататься»! И представляете, в главной роли в нем был Плющенко! — улыбается Алексей Мишин. Все стали кричать: «А где же у него транзишны?» А что такое эти «транзишны»? Просто перемещения, переход от одного элемента к другому. Разве это главное в фигурном катании? Думаю, канадо-американский лагерь, представители которого не владеют четверным прыжком, не хотели, чтобы Плющенко стал олимпийским чемпионом, и все для этого сделали.
Тренер считает, что нынешняя судейская система отбрасывает фигурное катание на двадцать лет назад — ко времени, когда фигуристы начали разучивать четверные прыжки. Правила ставят во главу угла совсем не то, на что надо обращать внимание. Сравнивать четверные прыжки и транзишны, по мнению Мишина, все равно что оценивать забег на 100 метров не по тому, кто первый пришел на финиш, а по тому, кто как бежит. При этом Алексей Николаевич не согласен с теми, кто считает, что его ученик катался «не по правилам»:
— Ведь он выигрывал по этим правилам Олимпиаду в Турине, побеждал на последнем чемпионате Европы — и там судьи поставили ему рекордные оценки. Значит, дело не в этом.
Женя мог грести деньги лопатой
По мнению наставника, история с присуждением Плющенко второго места (первое занял американец Эван Лисачек) все-таки встряхнет Международный союз конькобежцев. В правилах что-то изменится. Ведь после Олимпиады поддержку Евгению оказывали такие звезды фигурного катания, как Катарина Витт, Элвис Стойко, Илья Кулик. Олимпийский чемпион 1998 года Кулик и вовсе сказал: «Я бы обыграл Лисачека еще в Нагано, ведь уже тогда прыгал четверной».
Евгений Плющенко, как рассказал Мишин, настроен предпринять еще одну олимпийскую попытку. Но для этого ему надо оказывать настоящую поддержку.
— Нельзя сравнивать Плющенко и тех, у кого нет ни имени, ни титулов, — говорит тренер. — Женя — мегазвезда. Он мог грести деньги лопатой, если бы не поехал на Олимпиаду. Но решил вернуться в спорт. Значит, надо ему эти потери компенсировать. Надо уважать своих лидеров. Ведь таких, как Плющенко, у нас и на следующей Олимпиаде не будет. Хотя есть талантливые ребята: Сергей Воронов, Артур Гачинский, Артур Дмитриев. Надеюсь, они подставят плечо Жене.
Чтобы вернуть лидирующие позиции в спорте, России, по мнению тренера Мишина, необходимо подтянуться по трем направлениям: методическая подготовка; организация процесса; законотворчество.
Например, не должны дети, обладающие разными способностями, получать одинаковое время для занятий на льду — это вопрос к законодательству. А рядом с талантливым спортсменом и тренером должен обязательно находиться грамотный менеджер, потому что спорт — это фабрика. Важна организация процесса.
Тренер Плющенко не поддержал спортивных чиновников, кричащих о том, что им не хватает денег для побед.
— Пока у нас мужики копаются в помойках, нельзя просить у государства дополнительных средств. Тех, что выделяют на спорт, достаточно для достойного выступления, — говорит он.