• Тоже люди

    Судейство. Экскурс

    06.07.10 17:09

    Автор: Спорт день за днём

    В футбольном обиходе немало фраз, характеризующих право арбитра на ошибку. «Судья — тоже человек», — так говорят люди, толерантно относящиеся к особенностям сложнейшей футбольной профессии. Но такой настрой — скорее исключение, чем правило. Всезнающая статистика уверяет, что судейские ошибки искажают не только ход, но нередко и исход 25–30 процентов матчей. Особенно наглядны в этом смысле Кубки мира. Например, на мексиканском чемпионате 1986 года 17 игр из 52 были отмечены оплошностями арбитров, неверные решения которых повлияли на результаты встреч. На чемпионате 2002 года таких ошибок было 16 (в 64 матчах)…

    Некоторые судейские ошибки вошли в «золотой фонд» мирового футбола. Хотя вспоминать о них публика не очень любит. Разве что по поводу. А он появился после четвертьфиналов Германия — Англия и Аргентина — Мексика.

    За уши

    Любопытно, что проблема арбитража встала перед мировым футболом в полный рост на первом же планетарном турнире, который проходил в Уругвае. Случайно ли, намеренно ли, но факт в том, что хозяева чемпионата прошли по дистанции мундиаля в сопровождении «судейской охраны»: в каждом из матчей рефери им явно благоволили. Зато в финале Уругвай — Аргентина, который обслуживал бельгиец Жан Лангенус, был засчитан гол из явного положения вне игры, и авторство его принадлежит Аргентине. К перерыву Уругвай проигрывал 1:2, но сумел-таки добиться итоговой победы — 4:2.

    Достаточно свеж в памяти и еще один пример «дистанционной судейской ошибки»: путь сборной Южной Кореи на чемпионате мира-2002 сопровождался регулярными грубыми просчетами рефери в пользу хозяев турнира. Так, в матче 1/8 финала Италия — Корея команда Гуса Хиддинка вырвала победу в дополнительное время (2:1), однако обстоятельства того успеха стали предметом яростных споров. Корейцы действовали очень жестко, причем их прессинг граничил с грубостью, очевидной для всех, кроме эквадорского судьи Байрона Морено (в целом за матч было зафиксировано около 30 «нападений» корейцев на итальянцев — но зафиксировано не арбитром, а сторонними наблюдателями). В первом экстра-тайме Франческо Тотти рухнул в штрафной после контакта с Чон Сон Гуком, но получил вторую желтую карточку за симуляцию. Спустя несколько минут судья отменил из-за мнимого офсайда гол Дамиано Томаззи, находившегося на одной линии с защитником. А во втором экстра-тайме Ан Чжун Хван забил «золотой» гол.

    В четвертьфинале Южной Корее противостояла грозная Испания. Матч обслуживал египтянин Джамаль Аль-Гандур, отменивший два чистейших взятия корейских ворот. Основное время встречи завершилось вничью, а в серии пенальти хозяева, воодушевленные ярко выраженной судейской поддер­жкой, были точнее — 5:3. Вытягивание корейцев «за уши» стало одной из главных тем мирового первенства.

     

    Загадка века

    Один из самых знаменитых эпизодов, главным действующим лицом которого стал арбитр, случился в финале чемпионата мира 1966 года. Англия играла с ФРГ, и при счете 2:2, на 10-й минуте дополнительного времени, пушечный удар Джеффри Херста сотряс перекладину немецких ворот. Мяч пулей отскочил вертикально вниз и, как показалось англичанам, вонзился в газон за линией ворот. Судивший тот матч швейцарец Готтфрид Динст не успел зафиксировать место отскока и бросился за консультациями к боковому судье — Тофику Бахрамову (СССР), который уверенно подтвердил взятие ворот. Немцы, категорически не согласные с решением судейской бригады, долго возмущались, однако Динст был непреклонен. Этот гол стал решающим в поединке двух равных соперников на переполненном «Уэмбли». В итоге Херст сделал хет-трик и подарил своей стране единственное в ее истории чемпионство.

    Многочисленные видеоповторы (турнир в Англии стал первым мундиалем, транслировавшимся на весь мир в прямом телеэфире) показали, что гола, пожалуй, все-таки не было. План телекамеры, фиксирующей отскок мяча после удара Херста, был достаточно выгодным, и большинство экспертов склоняются к версии, что гол был засчитан неправильно. Однако спорам об этом ярком эпизоде не видно конца.

    В Германии Бахрамов получил прозвище «Мистер цвай-драй» («Мистер 2:3»), а английские болельщики до сих пор чтят память судьи, ушедшего из жизни 12 октября 1993 года. Так, в октябре 2004 года на церемонии открытия памятника Тофику Бахрамову в Баку одним из главных действующих лиц был сэр Джеффри Херст.

    Руки и боги

    Самый резонансный пример классической судейской ошибки — история, случившаяся в 1986 году в Мексике, когда в четвертьфинальном матче играли англичане и аргентинцы. В начале второго тайма нынешний главный тренер сборной Аргентины Диего Марадона открыл счет в матче, переправив мяч в ворота англичан рукой. Этот эпизод видел весь мир, кроме одного человека — арбитра из Туниса Али Бен Нассера. Впрочем, спустя несколько минут гений футбола исправился: совершил фантастический рейд с середины поля, обыграв по пути половину сборной Англии, и точным ударом принес победу своей команде (спустя 21 год подобный гол забьет другая аргентинская суперзвезда — форвард «Барселоны» Лионель Месси; правда, случится это в рамках чемпионата Испании).

    Сам Марадона не стал после матча отрицать, что сыграл рукой, но выкрутился из положения, заявив, что это была «рука бога». Фраза, как и сам гол, вошла в золотой фонд истории мирового футбола.

    Именем шейха

    21 июня 1982 года, на 65-й минуте группового поединка испанского чемпионата мира между Францией и Кувейтом, произошел эпизод, аналогов которому в мировой практике нет и, наверное, не будет. При счете 3:1 в пользу французов Ален Жиресс забил очередной гол, и советский судья Мирослав Ступар его засчитал, указав на центр. Сборная Кувейта не согласилась с таким решением (по мнению игроков, француз забил гол из офсайда) и отказалась продолжать игру. Через пару минут на поле появился президент Федерации футбола Кувейта шейх Фахд аль-Сабах, брат эмира Кувейта Ябера аль-Ахмада аль-Сабаха. По его настоянию команда удалилась в раздевалку. Шейх попытался заставить советского судью отменить решение, а тот, в свою очередь, уговаривал кувейтца не препятствовать возобновлению игры. Спор продолжался около 20 минут, и в конце концов Ступар уступил. Он отменил гол, но вместо того чтобы назначить свободный удар, как того требуют правила игры, назначил розыгрыш спорного мяча. На 89-й минуте Максим Босси забил еще один гол, и матч завершился со счетом 4:1.

    На следующий день решением судей­ского комитета ФИФА Мирослав Ступар как «не постоявший за честь судейского мундира» был пожизненно дисквалифицирован. Футбольную же федерацию Кувейта решением ФИФА оштрафовали на 30 тысяч долларов с формулировкой «за попытку срыва матча». Через много лет Ступар объяснил свое решение в ходе памятного матча следующим образом: дескать, в СССР судей учили доводить до конца матч в любой ситуации, а спорные моменты оставлять на разбирательство компетентным организациям. В то же время международные футбольные правила позволяли арбитру прервать матч в случае возникновения спора. Интересно, что советские болельщики узнали о скандале лишь в конце 1980-х годов: игра транслировалась в СССР в записи, и происшедшее в ней активно замалчивалось.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»