(Фото: РИА «Новости»)
В течение суток сразу два российских клуба не смогли выполнить «заказ» — обыграть фаворита на его поле. В принципе, ничего неожиданного в этом нет. Но если с «Зенита» — по многим причинам — спрос был значительным, то задача ЦСКА изначально выглядела трудновыполнимой. «Бавария» не имеет ни малейшего отношения к тому, с чем армейцы сталкиваются в обычной жизни.
Кошмарный сон Вернблума
«Нужны билеты». Люди, держащие табличку с этими двумя словами, попадались за несколько часов до игры и в городе, и на подходе к «Альянц-Арене». Кому они были нужны на этот матч, нам с вами не понять. Как и то, зачем 68 тысяч зрителей мерзли в не самый комфортный вечер на трибунах, стояли в очереди на парковку для того, чтобы въехать-выехать, давились в вагонах метро. «Баварии» нужен один миллион евро? В той же Москве это далеко не повод для аншлагов. Когда ЦСКА принимал немцев в конце сентября в пустых Химках, соперники еще и искренне сочувствовали — это ведь столько денег теряется, да и как же они, бедные футболисты? Для кого им играть?
Специально для тех, кому в футболе результат принципиально важнее процесса: лишь для ЦСКА этот матч был важен с точки зрения турнирной борьбы. Лишь от него ждали подвигов и неожиданностей. И от этого еще больше жаль красно-синих, что в среду вечером их никто не заметил — главным героем вечера все равно была немотивированная «Бавария». О ней писали, бесконечно говорили по телевизору, зазывали на стадион на каждом углу уютного предрождественского Мюнхена, как будто бы про клуб все забыли в секунду, не напомни нам лишний раз о полутоварищеском матче с ЦСКА.
Все то же самое происходило и на поле. И сходу нелегко понять, в чем феномен. «Бавария» провела с ЦСКА два скучнейших матча, содержание которых было примерно одинаковым. Немцы брали мяч, катали его вдоль и поперек поля, практически не создавая острых моментов, а команда Леонида Слуцкого послушно, блоками передвигалась вслед за мячом, словно сонная кобра под дудочку. Практически все это происходило бесконтактно — навязать борьбу «Баварии», вступить в отбор, обозначить хоть малейший прессинг гости не решались. Страдания читались на лице долгожданного Понтуса Вернблума — у него не было ни малейшей тактической возможности «зарядить» хороший подкат, взорвать темп, сделать решающий перехват. Сама мысль о возможной потере позиции, выпадении элемента конструктора, похоже, внушала красно-синим ужас. Они вынуждены были счесть себя рыбаком, сидящим с удочкой у водоема с твердой уверенностью, что рыбы в нем нет. В такой ситуации если случается чудо, нужно уверенно «подсекать», но Думбия, увы, не использовал два своих момента. Это действительно было отчаяние — ведь гости именно во имя этих эпизодов построили свою игру.
Вернблум не стал играть в брутального парня после матча.
— Это было ужасно, с «Баварией» практически невозможно играть, — признал швед. — Мы старались держать строй, но они все равно забили. Мы продолжали терпеть, не раскрывались. Сами видели — как только в конце мы чуть-чуть рискнули, сразу получили два гола. Ужасно…
Что именно ужасно, невооруженным глазом разглядеть было сложно. «Бавария» предстала вовсе не такой взвинченной, как в субботней встрече с Леверкузеном. Против ЦСКА был чистой воды футбол на паркете и на пуантах, и далеко не каждый в нем проявил себя с лучшей стороны. Например, молодой Гаудино, который видел перед собой армейскую стену и каждый раз предпочитал избавиться от мяча наиболее простым способом, предлагая партнерам самим решать, что делать дальше.
Но «Бавария» могла себе позволить ждать. Интересно, что Гвардьола решил в первом тайме не утомлять Рибери рывками по флангу, сделав из француза диспетчера. Очередной творческий эксперимент Пепа привел к тому, что именно фол на Франке принес первый гол.
Мы, конечно, не могли ждать от ЦСКА большего. Команда Слуцкого никогда не была эстетическим эталоном. Ее успехи — плод терпения, поддержания всеми силами баланса между обороной и атакой, использования слабых мест соперника. Но что поделаешь, если такой оппонент. Даже если армейцы и получали мяч, владели они им не больше трех секунд — слишком малыми силами развивалась атака, слишком тяжело было в нее выходить. В принципе, технико-тактических процедур ЦСКА выполнил достаточно, чтобы не быть разгромленным, а может и для того, чтобы получить ничью. Но играть с «Баварией» в футбол на победу — нет, к этому в данный момент красно-синие оказались не готовы.
Отказаться от инстаграма
Впрочем, мазать все черной краской не станем. Лучше обратим внимание, что лучшим игроком в составе «Баварии» журнал Kicker признал… Мануэля Нойера. Может, конечно, во всем «виновата» национальная немецкая идея получить доморощенного обладателя «Золотого мяча», но на самом деле именно Нойер помешал ЦСКА использовать абсолютно все шансы, что были — ликвидировал выход один в один Думбия (попробуем вспомнить, когда последний раз Нойеру забивали «буллит»?), уверенно сыграл на выходах, когда это требовалось. Партнеры в поле могли заниматься чем угодно, зная, что любой эпизод их вратарь превратит в шутку. Сложно перестать твердить себе, что у Игоря Акинфеева при весьма схожих базовых данных были все шансы стать таким же.
ЦСКА не стоит очень уж злиться на судьбу. Слуцкий прав — за исключением первого матча с «Ромой», красно-синие сделали в этой Лиге чемпионов все, что могли. Чего нельзя сказать о «Зените». Эти клубы вообще сильно отличаются в плане восприятия. Например, главные тренеры. Тот же Слуцкий, хоть и, по своему признанию, существенно ограничил список контактов, в меру приветлив и корректен. Он знает, перед кем и для кого выступает на пресс-конференциях, и потому к объективным трудностям ЦСКА относятся с пониманием, тогда как от «Зенита» и дистанцировавшегося от общения с внешним миром (похоже, это касается и вверенного коллектива) Виллаш-Боаша уже подсознательно ждут неудачи. Или, к примеру, фактор иностранцев. Даже уважаемый интеллигент Нико Ломбертс позволил себе сарказм после «Монако» — мол, часто слишком играем, чтобы готовиться к Лиге чемпионов. На всякий случай напомню: результаты «Зенита» в последние годы примерно одинаковы, а календарь, к примеру, недавно даже разгрузился после того, как питерцы проиграли в Кубке России «Арсеналу». Пока в «Зените» подопечные перенимают манеру главного тренера стенать по каждому поводу, один из легионеров ЦСКА вышел на матч с «Кубанью» с такой травмой, что рисковал вообще заточить себя в лазарет на несколько месяцев. В ЦСКА игроки научились со временем воспринимать тренера, который изначально был для них никто, в «Зените» дело заканчивается инстаграмом. Даже этих деталей достаточно, чтобы сформировать для себя имидж двух российских топ-клубов. И понять, почему для ЦСКА стакан всегда наполовину полон, а для «Зенита» — наполовину пуст.
Мюнхен