Нередко важную роль в возвращении тренеров в большой футбол играют их агенты. С одним из них, известным специалистом в области переговоров-контрактов-связей Шандором Варгой, который привозил в Россию Олега Блохина, на эту тему побеседовала корреспондент «Спорта».
— Шандор, есть какой-то универсальный совет, что делать тренеру, который хочет вернуться в работу?
— Это очень абстрактный вопрос, на него тяжело ответить. Некоторые тренеры специально увольняются с одной работы, чтобы устроиться на другую. Живой пример — Дик Адвокат, который уехал из Бельгии, где у него четырехлетний контракт, чтобы устроиться на другую работу. Так что здесь нет однозначного ответа.
— Если брать пример с Адвокатом, то, получается, решающую роль в вопросе трудоустройства играют какие-то связи конкретного тренера?
— Конечно, именно так. Но ведь есть какие-то моральные принципы, по которым живет человек. Вот, например, мой девиз — nice to be important, but more important to be nice («приятно быть важным, но еще важнее быть приятным», — «Спорт»). Арсен Венгер в свое время отказался от предложения мадридского «Реала», где ему предлагали зарплату в пять раз больше той, что у него была в Англии. Просто он решил, что у него есть невыполненная миссия, обязанности, работа в «Арсенале» — клубе, где в него поверили. И он остался в «Арсенале». А в России теперь есть Дик Адвокат, которому доверили страну — Бельгию, протянули ему руку, но он посчитал, что получить в три раза больше денег — важнее, чем выполнить какую-то свою задачу. В конце концов, он же с бельгийцами контракт не под дулом автомата подписывал.
— То есть каждый тренер должен думать о своей репутации, ведь когда-то он может остаться без работы, и тогда ему «вспомнят все»?
— Да, особенно если такая история повторяется не один раз, ведь тот же Адвокат приходил в «Зенит», когда у него уже был контракт с Австралией.
— Хороший агент для тренера — ключевой момент в ситуациях, когда находишься в активном поиске работы?
— Да, конечно. Но за моральные качества человека не может отвечать ни один агент. Вот вам еще один пример: Божович подписал контракт с «Днепром», а теперь он тренирует московское «Динамо»…
— Вроде бы, соглашение с «Днепром» было предварительным…
— У меня на этот счет есть другая информация. Но в любом случае, всегда должны учитываться возможности и обязанности сторон. Вот, допустим, захочет Газзаев уйти из киевского «Динамо» — и у него в контракте записано, за сколько он может оттуда уйти. Потому что нельзя ограничивать человека в возможностях оказаться там, где он давно мечтал оказаться, например, возглавить еще раз сборную России. Здесь нужен баланс, и роль агента как раз в том, чтобы такие вещи не выглядели аморально.
— Ваш самый известный в России клиент — Олег Блохин — планирует возвращаться на тренерскую работу?
— Он очень хочет вернуться. И сейчас мы ведем переговоры по нескольким вариантам. Думаю, совсем скоро он вернется в большой футбол. Полагаю, в этом сезоне.
— Как вы считаете, может быть, нужно соглашаться на трудоустройство в менее престижном месте, чтобы потом получить работу своей мечты?
— Согласен. Иногда надо пойти работать бесплатно, а может быть, даже самому заплатить, чтобы работать. Потому что конкуренция сейчас очень серьезная — и не только в тренерской работе, а в любой области. Вот Андрей Гусин сейчас работает в самой горячей точке России — в Дагестане, за очень символические деньги. Но работает с очень хорошим тренером и в премьер-лиге. Он принял такое решение, и я считаю, это очень хороший шаг. Работать рядом с Гаджиевым — большая школа.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №19 (19-25 мая 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.