Хотя ручеек за полтора десятка лет так и не превратился в бурную реку, количество наставников с Апеннин, работающих в европейских топ-клубах, неуклонно растет.
Аllenatore — особый народ. Преклоняющиеся перед тактическими схемами итальянские тренеры сами полностью зависят от результатов игры. Бывали случаи, когда наставника снимали еще до того, как команда выходила на поле. Изгоняли за ничью, за победу в Кубке Италии, за удачное выступление в европейских клубных турнирах. Так, в частности, поступили с прославленным Дино Дзоффом в «Ювентусе». По мнению руководства великих итальянских клубов, все эти турниры — мелочь по сравнению с главной целью — завоеванием скудетто или победой в Лиге чемпионов. Карло Анчелотти всего лишь раз побеждал с «Миланом» в чемпионате Италии, зато отлично выступал в еврокубках, что компенсировало «серебро» или «бронзу» на внутреннем фронте.
Давление, которое испытывают итальянские тренеры, не идет ни в какое сравнение с тем, которому подвергаются их коллеги за рубежом. В Англии назойливые папарацци готовы вторгнуться в частную жизнь любой знаменитости, но они ничего не смыслят в футболе. В принципе, от них можно защититься простейшим способом: к примеру, Фабио Капелло в ходе переговоров о месте наставника сборной страны посоветовали не ходить на притягивающие всеобщее внимание премьеры опер или спектаклей, а посещать их уже после того как ажиотаж уляжется. В Италии любые тренерские решения — выбор игроков на матч, изменения в тактике, перестроения в ходе матча и сделанные замены — обсуждаются в мельчайших подробностях на ток-шоу, в прямом телевизионном эфире, в многостраничных выпусках ежедневных спортивных газет. Ошибок здесь не прощают. И хотя отдельным персонам удается довольно долго оставаться в свете прожекторов, это требует невероятных усилий.
Впрочем, и за пределами страны высококвалифицированным и прекрасно знающим свое дело итальянским тренерам приходится нелегко. В первую очередь, из-за непонимания со стороны игроков. Джованни Трапаттони пришлось столкнуться с этим в Германии, куда он уехал в 1994 году, подписав контракт с мюнхенской «Баварией». Не знавший немецкого языка специалист за год работы в элитном клубе бундеслиги так и не сумел втолковать игрокам, как им необходимо действовать на поле. «О требованиях, которые он выдвигал, особенно по части тактики и игровой дисциплины, здесь раньше просто не слышали», — признался впоследствии умудренный опытом Лотар Маттеус. Трапаттони был с ним полностью согласен. «Что меня удивило, команда оказалась не в ладах с игровой дисциплиной, — сокрушался итальянец. — Я так и не нашел в действиях футболистов какой-либо системы, поэтому их поступки на поле порой казались мне нелогичными. Для меня это оказалось большей проблемой, чем незнание языка».
Спустя год Трапаттони вернулся в «Баварию» и за сезон сделал клуб чемпионом Германии, выиграл Кубок лиги. Любопытно, что именно тогда журналисты присвоили команде обидное прозвище «ФК Голливуд» из-за непрекращающихся конфликтов между игроками. Скандалов по ходу чемпионата хватало: Юрген Клинсманн, недовольный откровенно оборонительной тактикой тренера, прилюдно обругал его по-итальянски; Лотар Маттеус использовал малейший повод для того, чтобы побольнее уязвить лучшего форварда Германии, а заодно и верящего в него наставника; Мехмет Шолль запил из-за ухода жены. Нервы не выдержали даже у Франка Беккенбауэра, который в сердцах обозвал свою команду «дерьмовой». Однако салатница в итоге досталась мюнхенцам. Зато в следующем сезоне, прошедшем не так удачно как предыдущий, «итальянский дедушка» ошеломил собравшихся журналистов внезапным эмоциональным взрывом на пресс-конференции после проигранного матча с «Шальке-04». Трапаттони в течение 3 минут и 36 секунд орал как резаный по поводу бездельников-футболистов, подкрепляя свои слова увесистыми хлопками по уставленному микрофонами столу. Впрочем, итальянец уже знал, что его дни на немецкой земле сочтены.
C той же проблемой столкнулся и Невио Скала во время работы в дортмундской «Боруссии». После своего недолгого вояжа в Германию он рассказывал, что «попытался внести в тренировочный процесс больше тактических элементов. Однако игроки не захотели вникать в мою философию и использовать ее в усовершенствованной системе тренировок». Нечто похожее наблюдалось и в московском «Спартаке», где к методам работы итальянца оказались не готовы ни игроки, ни тогдашнее руководство клуба.
Гнуть свою линию
Зацикленность итальянских тренеров на тактике хорошо известна. При работе за рубежом это нередко дает очевидное преимуществом руководимым ими клубам. Тот же Трапаттони, тренировавший португальскую «Бенфику», настолько эффективно отработал на тренировках розыгрыш стандартных положений, что клуб, ставший чемпионом, сумел забить 37% голов после розыгрыша угловых, со штрафных и свободных ударов. Ни один из соперников по чемпионату не смог сравниться по этому показателю с лиссабонскими «орлами».
Фабио Капелло, тренировавший мадридский «Реал» при Лоренцо Сансе, первым делом взялся подтягивать физические кондиции игроков. Фернандо Йерро, отыгравший за «королевский клуб» 15 сезонов, рассказывал, что ни разу не попадал в такой переплет. «У нас были по две тренировки в день на протяжении двух недель, после чего он предоставил нам увольнительную, — говорил Йерро. — Мы были в восторге. Клуб организовал для нас поездку в близлежайший городок на несколько часов. Но водитель заблудился, и мы провели три часа, бесполезно мотаясь по дорогам. По возвращении мы сказали тренеру, что измотаны больше, чем после его занятий. На следующее утро он все равно выгнал нас на поле».
Капелло в «Реале» считали бессердечным сержантом, настаивающим на беспрекословном соблюдении тренировочного режима. Однако подчинялись его требованиям безоговорочно, подпав под магию знаменитого имени. Хосе Амависка, выступавший тогда в полузащите, считал, что у другого тренера подобное принуждение не прошло бы вовсе. Игроки были уверены, что с Капелло обязательно добьются успеха, поэтому шли на всяческие уступки: отказались от использования мобильников, исключили из рациона любимое мороженое, вовремя отходили ко сну. Однако одержимость итальянца профессиональными вопросами сыграла с ним злую шутку. Президент «Реала» Лоренсо Санс впоследствии обвинил Капелло в пренебрежительном отношении к команде: «Он никогда не испытывал теплых чувств к «Реалу». Это особенно заметно проявилось в ту ночь, когда мы выиграли титул чемпионов. Вместо того, чтобы праздновать с остальными победу, он захотел пообщаться со мной о том, кого клуб собирается купить предстоящим летом. Это — проявление неуважения к игрокам, радость которых он обязан был разделить в этот знаменательный день».
Действительно, многие итальянцы не считались с традициями возглавляемых ими клубов. Джанлука Виалли, руководивший «Челси» в конце XX века, мог безо всякого сожаления нанести пощечину всему английскому футболу, выпустив на поле 11 иностранцев. Исключением из правил был, пожалуй, только хитрый Клаудио Раньери, сумевший угодить таким клубным боссам как взбалмошный Хесус Хиль из мадридского «Атлетико» и Роман Абрамович. Сам итальянец объяснял, что удерживался в кресле лишь благодаря тому, что заранее обговаривал все нюансы взаимоотношений с боссами. Правда, издерганный слухами о своей предстоящей замене в «Челси» итальянец в конце концов отбросил политкорректность и прямо заявил, что хозяин «аристократов» ничего не понимает в футболе. «Если бы он и его советники хотя бы имели представление о том, чего достигла команда в этом сезоне, они бы оценивали мою работу иначе, — откровенничал Раньери в интервью испанской газете Marca незадолго до своего увольнения. — Очень трудно создать из игроков, приобретенных в одночасье, сильный коллектив, который показывал бы красивую игру и побеждал. Но Абрамович думает, что достаточно купить этого, того и вон того, и я буду выигрывать все подряд».
Певец ромба
Впрочем, Раньери за долгие годы работы за границей не слишком преуспел, сумев выиграть с «Валенсией» Кубок и Суперкубок страны. Столь скромный послужной список вряд ли произвел впечатление на российского олигарха, привыкшего добиваться желаемого в самое короткое время и отказывающегося выслушивать критику в свой адрес от нанятых им самим работников. Карло Анчелотти, похоже, учел ошибки своего предшественника. Набив руку на взаимоотношениях с сильными мира сего — владелец «Милана» Сильвио Берлускони в этом смысле не подарок — Карлетто без особых проблем окунулся в близкие к точке кипения воды «Челси». Что нужно для того, чтобы клуб с настолько большими амбициями наконец-то вышел на первые роли в мире? Анчелотти считает, что главное — удача, но не помешают и небольшие тактические перестановки в сочетании с более продуктивной коллективной игрой. Он изменил схему действий команды, отказавшись от игры в три нападающих и перейдя к наигранному в «Милане» построению полузащитников в виде ромба. С учетом того, что крайние защитники «Челси» и раньше любили подключаться к атаке, перестройка прошла относительно безболезненно.
Как, впрочем, и адаптация тренера в Лондоне — Анчелотти, слывущий гурманом, без особых проблем сменил утренний капучино с бриошами на яичницу с беконом. Ну а на церемонии представления новичков в клубе, где их по традиции просят что-нибудь спеть, итальянец исполнил старую римскую песню, которую почти не знают за пределами Италии. Говорят, что голос Карлетто оказался приятным, а манера исполнения — на удивление профессиональной.
Если раньше, во времена Трапаттони и Скала, итальянцев, работавших за рубежом, можно было сосчитать по пальцам, то теперь в одной только Англии трудится пять посланцев с Апеннин. Почему? В 1990-е уровень итальянской серии А был заоблачно высок и все тренеры, отправлявшиеся за рубеж, сталкивались с пропастью непонимания. Ныне итальянское умение выигрывать тактические дуэли, внимание к мелочам в тренировочном процессе, потрясающая работоспособность и устойчивость к стрессам получили всеобщее признание. Кризисные явления, поразившие в последние годы итальянский футбол — бесчинства болельщиков, отток футбольных талантов в другие лиги, финансовые проблемы — вынудили ведущих тренеров страны искать работу за рубежом.
И как следствие, их услуги оказались более всего востребованы в сильнейшей на сегодняшний день английской лиге.
Приоритет атаки
Приезд в Манчестер Роберто Манчини, долго отвергавшего любые посягательства на его свободу, достаточно показателен.
С одной стороны, итальянец не мог устоять перед суммами контракта, предложенного ему арабскими шейхами. С другой, громкие имена футболистов, собранных в «Сити», дарят надежду на скорый успех. «Я убежден в том, что команда, имеющая в составе классных футболистов, не будет отсиживаться в обороне, надеясь в контратаке забить единственный гол, — рассуждал Манчини еще в бытность тренером «Интера». — Таким был итальянский менталитет 20 лет назад. Для достижения успеха необходимо получать удовольствие от игры. Пропустив гол, не стоит вешать нос — нужно забить в ответ два мяча».
Манчини не делит матчи на выездные и домашние. «Размеры поля везде одинаковые, — утверждал итальянец, мечтавший стать тренером еще в том возрасте, когда другие ребята грезили полетами на Луну. — Команда должна иметь такую уверенность в своих силах, чтобы побеждать любого соперника на любом стадионе». Первые матчи в должности главного тренера «Манчестер Сити» показали, что его философия за время вынужденного простоя не изменилась.
Итальянцы, работающие за рубежом, — абсолютно разные по характеру, темпераменту, привычкам и способностям. Но их объединяет потрясающее понимание всего комплекса футбольных проблем. Немудрено, поскольку все элитные тренеры Италии — бывшие игроки с богатым багажом игр на высшем уровнях (Трапаттони провел 274 игры в серии А, Капелло — 328, Манчини — 719, Анчелотти — 338), умение отстаивать свое мнение, быть готовым к любому повороту судьбы. На фоне элитной четверки рекрут «Зенита» Лючано Спаллетти выглядит весьма скромно: и титулов поменьше, и опыт игрока ограничен матчами серии С. Вообще-то ему не позавидуешь: в плане инфраструктуры и профессионального отношения игроков к своим обязанностям «Зенит» пока не дорос до европейского уровня. Возможно, что с помощью Спаллетти питерцам удастся сделать еще несколько шагов в этом направлении.