25 февраля 1983 года «Зенит» провел в СКК, или, как футболисты говорили, в теплице, первый матч под руководством самого лучшего тренера в мире. Тогда, в игре 1/16 финала Кубка страны со смоленской «Искрой», 25 тысяч болельщиков еще не знали, что наблюдают за историческим дебютом. Строки «самый лучший тренер в мире Павел Федорович Садырин» родятся позже. А в тот морозный вечер «Зенит» победил 3:0 благодаря дублю Владимира Казаченка и голу Юрия Герасимова.
Любимчик Пашка
Но питерский футбольный люд радостно приветствовал это назначение. Поклонение Юрию Морозову понемногу проходило. После бронзы-80 от Андреича ждали новых высот, а в 81-м «Зенит» едва в «вышке» удержался. Да и следующий сезон — ни шатко ни валко.
Футболист Садырин быстро стал любимцем болельщиков. Боец, капитан. Трудолюбивый, «режимный» хавбек реализовал себя полностью, его ценили тренеры, соответственно, и игроцкая карьера протекала без сучка без задоринки. В 33 лучших вошел, что по тем временам для зенитовца — уникальное достижение. Окончил ВШТ — и снова в «Зенит», принял дубль. И завоевал с ним малые бронзовые медали, тоже, между прочим, впервые в истории клуба. Так что Пашу, как болельщики звали молодого наставника, приняли сразу же. Ему было всего сорок. Опыта работы с командами высшей лиги не было вовсе. Но своих Питер всегда воспринимал на ура, а более своего, чем этот симпатичный уроженец города Молотов (ныне Пермь), и не сыскать.
Болельщики немного ошибались, что вполне простительно, информацию тогда оберегать за семью замками умели. Был у Садырина опыт руководства... «Зенитом». Небольшой, но был.
В 1982 году советское футбольное руководство в очередной раз сказало решительное «нет» тренерам-совместителям в национальной сборной (какая вечно актуальная тема в нашей стране, Виталий Мутко ведь не менее решительно исключал совмещение постов, когда главную команду России принимал Юрий Семин. Это такая национальная забава: заботливо подложить себе грабли и с мазохистским удовольствием ими огрести).
Казаченок и партия
Сборную готовился принять Валерий Лобановский. Стало быть, нужно было доверить киевское «Динамо» кому-то своему, кто и советы Валерия Васильевича воспримет как приказ, и место освободит, когда потребуется. То есть другу и единомышленнику — Морозову. Нормальный расклад, но... Андреич, по сути, перестал руководить «Зенитом» во втором круге чемпионата СССР 1982 года. Он практически поселился в Киеве, занимаясь «Динамо», прилетал только на матчи команды, в которой занимал пост старшего тренера. Иногда за пару часов до стартового свистка судьи подлетал. «Зенит» готовил Садырин. Шила в мешке не утаишь, да никто особо и не пытался.
В Питере забеспокоились. Коммуниста Владимира Казаченка вызвали в обком. Расспрашивали. И поинтересовались, есть ли, на взгляд авторитетного бомбардира, готовая замена Морозову. Тот, не раздумывая, ответил: «Садырин!»
Вскоре Юрий Андреевич перебрался в Киев, Павел Федорович принял «Зенит».
Собственно говоря, все последующее хорошо известно.
Парадоксов друг
Тренерская биография Садырина — череда побед и скандалов. Удивительная, уникальная череда — скандалам не предшествовали поражения! И скандалы-то были — на весь мир, как в начале девяностых в сборной. Свидетельствую: Павел Федорович Садырин — порядочный, доброжелательный человек, абсолютно не склонный к интригам и заговорам. Почему всю карьеру его сопровождали заговоры, скандалы, отставки? Сложно сказать. Эмоции у него порой перехлестывали через край. Но исключительно на словах. Дела его говорят сами за себя: в бытность свою игроком «Зенита» в Баку он вместе с Львом Белкиным, рискуя жизнью, спас женщину из затопленного подвала гостиницы, много лет спустя в Питере — тонущего ребенка из пруда в Удельном парке. У Павла Федоровича погибла сестра, и он усыновил ее ребенка, сам к этому времени овдовев.
И «Зенит», и ЦСКА он приводил к чемпионству, приходя после Юрия Морозова. Отсюда возник шлейф разговоров на тему: кто же истинный «виновник» этих торжеств?
В футболе нет и не может быть подобного вопроса! Работа главного (старшего тогда) тренера клуба высшей лиги — это в первую очередь team building — командное строительство, редчайший дар, не многим присущим. Именно его наличием и объясняются уникальные победы Павла Садырина. Чемпионство «Зенита», в которое и в Питере-то поверить не могли, победа титулованнейшего армейского клуба, на тот момент только что вернувшегося в высшую лигу.
В Питере любовь к Садырину-футболисту переросла в обожание Садырина-тренера. В буквальном смысле слова. Гигантский транспарант (шириною в два сектора) «Паша Садырин — футбольный БОГ» годами развевался над «Петровским» в 1990-е, когда Федорович вернулся в «Зенит». С нашим городом связаны самые яркие моменты биографии Садырина и самые трагические.
Ведь именно Павел Федорович вывел команду из первой лиги в высшую. Нет пророка в своем отечестве, на сей раз Садырина освободит от обязанностей руководство клуба. Болельщики устроят демонстрацию на Дворцовой, но тренеру это не поможет.
Что имеем — не храним.