Не повезло в том смысле, что ему изначально достались команды, которые он «обязан был» проходить. Речь не о «Барсе», естественно. Хотя именно из-за удачно проведенных матчей с каталонцами наш общий уровень ожидания оказался завышенным. Сравните: в 2009-м (кроме «Барселоны, которую мы выносим за скобки) были «Интер» с Моуринью и Киев с Газзаевым. Сейчас — «Панатинаикос» и «Копенгаген». Немудрено, что тогда третье место в группе расценили как большой успех, ныне же многие норовят назвать провалом.
Но вся фишка в том, что казанцам гораздо комфортнее противостоять грандам, нежели осаждать укрепления середняков. Это мы наблюдали и в чемпионате России, так что большим открытием натужность в командном созидании ни для кого не стала. В позиционном наступлении двукратные чемпионы России и раньше не особенно были сильны, а с перекройкой рядов голы и вовсе стали даваться дружине Курбана Бердыева с большим трудом. То, что команда в шести турах ни разу не забила с игры (оба гола в Лиге чемпионов «Рубин» отпраздновал, реализовав пенальти), — красноречивый факт. Но не менее красноречивый факт то, что даже с таким мизером казанцы умудрились финишировать третьими.
Вот он, запас прочности — не опуститься ниже определенного уровня. Сыграть от «не пропустить». Пусть не выиграть, но в первую очередь не проиграть.
В этой связи вспоминается анекдот. «Если бы вы были шахматной фигурой, кем бы предпочли быть убитым — пешкой или ферзем?» — «Конечно ферзем!» — «Почему?» — «Разговоров будет меньше». Как раз о казанцах, вы не находите? Проиграть «Барсе», «Интеру» и даже Киеву было не стыдно, и Курбан Бердыев выстраивал игру соответственно. Так, как он привык ее выстраивать. И, наверное, то был единственно верный в тех условиях вектор. Кто-то называл демонстрируемое «Рубином» антифутболом, кто-то — рационализмом. В принципе, не так важны определения, если есть результат. А он в прошлом году был. Второй подряд титул чемпиона России, две фантастические по результату встречи с одним из лучших клубов планеты….
Нынешняя стартовая диспозиция (это стало понятно сразу после жеребьевки) требовала иной философии. «Рубин» перестроиться не сумел. Не успел. Потому что никто из приглашенных летом игроков на роль лидера, способного вдохнуть в партнеров уверенность и кураж, так и не выдвинулся. А Бердыев, скорее всего, рассчитывал на это, позволяя сменить прописку Семаку с Бухаровым. Точнее, наверное, не рассчитывал, а надеялся. Опытный тренер не мог не понимать, что массовые корректировки состава редко дают сиюминутный эффект.
Изначально, конечно, у «Рубина» было больше шансов пробиться в плей-офф, чем у того же «Спартака». Но есть и обратная сторона медали: предположим, казанцы составили бы компанию «Барселоне» — что дальше? Способна ли команда в своем нынешнем виде и состоянии на большие свершения в top-16? Вряд ли за пару зимних месяцев «Рубин» прибавил бы настолько, чтобы не стать мальчиком для битья в матчах на вылет.
С этой точки зрения Лига Европы для Казани — куда более успешный вариант. Здесь больше возможностей пройти дальше и даже завоевать трофей.
«Рубин» уже не раз доказывал: клуб никогда никуда не торопится, а поступательно движется в своем развитии. Глупо, наверное, предполагать, будто в столице Татарстана специально нацеливались на третье место. «Рубин» бился за положительный результат в каждой отдельно взятой игре, но как получилось — так получилось. И, с определенными оговорками, конечно же, получилось не так уж плохо.
Москва