Скучно было какое-то время без Мирчи Луческу. Но вот он напомнил о себе, дав большое интервью. И сразу как-то зашелестела листва вокруг, ожила футбольная природа, как будто прошел веселый дождичек и разогнал привычный зной, нарисовав на небе радугу.
Все не так, как на Украине
Межсезонье — скучная пора, особенно если нет «кричащих» трансферов и громких скандалов. А Мирча Луческу — это всегда скандал. Что бы он ни сказал. Тем более что говорил Мирча в последнее время много. И слова его были гораздо интереснее того, что показывал на поле «Зенит», который он тренировал.
Мне вообще казалось, что на Луческу, на то, что он говорил, на то, как он работает, стали обращать внимание слишком поздно. Только в конце прошлого сезона. Когда его уже совсем «понесло». Когда на брифингах для СМИ он произносил такие речи, что некоторых журналистов приходилось едва ли не под руки выводить с базы, так они громко смеялись. Но в Питере работает не так много журналистов, как в России. И смеяться могли далеко не все. Тем более что с прессой Мирча Луческу работал довольно избирательно. Больших интервью никогда не давал.
Видимо, потому, что СМИ до определенного времени ему были не нужны. Он отмахивался от них как от чего-то не нужного, мешающего работе. Вспомнил про журналистов только в конце сезона, когда шансы «Зенита» на титул и путевку в Лигу чемпионов стали «уплывать». Тогда и стал делать заявления для прессы, произносить пространные монологи, которые должны были услышать не только в России, но и, кажется, за ее пределами. Репутация тренера, оказывается, страдала. Смысл речей сводился к тому, что «Зенит» засуживают и обижают. В России все не так, как на Украине. Журналисты все это старательно конспектировали и публиковали. Но все равно оказались плохими.
Кто ввел видеоповторы
Мирча Луческу — наверное, первых тренер в истории «Зенита» последних лет, слова которого значили больше, чем работа. Потому что он говорил какие-то совсем уж фантастические вещи. Что он продал заграницу Халка, Гарая и Акселя Витселя. Что все московские судьи, работавшие на матчах «Зенита», судили в пользу соперника. Что против сине-бело-голубых был заговор и что в нем участвовала вся футбольная Россия. Что его возглавлял Виталий Мутко. И что «Зенит» проиграл «Спартаку» титул, потому что «так все хотели».
А теперь Мирча говорит еще более фантастические вещи. Что он хотел сделать лучше для всей России, показывая пример работы в «Зените», но его никто так и не понял. Конечно, трудно понять такого человека. Нужно сделать что-то хорошее на своем месте, чтобы с тебя начали брать пример. А если ты свою работу завалил, но учишь при этом других, как надо работать, это ничего, кроме улыбок, и вызвать не может.
Да что слова. Мирча Луческу действительно в чем-то опережал время. Именно он, на мой взгляд, ввел в России систему видеоповторов. Хотя РФПЛ на это до сих пор не решилась. Это произошло во время матча между «Спартаком» и «Зенитом», когда мяч в одной из атак сине-бело-голубых попал в руку защитника москвией Дмитрия Комбарова. Уже через несколько минут помощник Луческу услужливо показывал ему видеозапись этого момента на смартфоне. Революция! Стало ясно, что матч для Луческу уже сыгран. Объяснение результату будет. Дальше можно не волноваться.
Кто знает, останься Мирча в «Зените», может, он реализовал бы кое-что из своих грандиозных замыслов. Помните же, он предлагал перенести офис РФПЛ в Петербург, а офис РФС оставить в Москве. Так, на его взгляд, было бы лучше для российского футбола. И сборная поднялась бы в рейтинге ФИФА. Особенно если бы в ворота соперников «Зенита» чаще назначали пенальти. А в ворота «Зенита» их не назначали. Но, к сожалению, для Луческу, его быстро уволили из клуба. Причем так, что он этого даже не заметил. Осуществить свои замыслы он так и не успел.
Теперь об этом сожалеет.
В Испании отыскался король
Мирче можно отвечать по каждому пункту его высказываний. Вспомнить о том, как он обещал не «привязывать» команду к одному игроку — например, Халку. Как легионеры, увидев методы работы тренера, действительно загорелись идеей покинуть «Зенит» как можно скорее. Как Луческу дотренировал команду до того, что поздней осенью в ней не хватало игроков для заявки на матч, а лазарет «разбух» настолько, что из него можно было составить сборную тех, кто не может тренироваться под руководством Луческу. Как Мистер провел замечательную селекцию летом и зимой, плоды которой пожинает новое руководство клуба, пытаясь пристроить тех, кто пришел в «Зенит» при румынском тренере, но так в нем и не заиграл. Как Луческу поругался с большей половиной игроков команды, и те играли только потому, что выходить на поле — их прямая обязанность, но, поскольку никто не понимал, во что надо играть, ничего хорошего из этой игры не выходило (даже интеллигентного Николаса Ломбертса он довел до истерики!). Как все удивлялись, зачем команде такое количество матчей на сборах, а Мирча говорил, что надо думать об обновлении «Зенит», но молодых при этом в состав не ставил. Как его ждали часами на базе под открытым небом журналисты, приглашенные на брифинги, а он выходил, как ни в чем ни бывало, и говорил, что все должны дружить, а потом назвал журналистов тупыми...
Только зачем спорить с Мирчей? Его речи напоминали тревожные мысли известного гоголевского персонажа, который радовался тому, что в Испании отыскался король, и этот король — он, убеждал всех, что человеческий мозг находится вовсе не в голове, а приносится ветром с Каспийского моря, предупреждал, что вечером земля сядет на луну и последней от этого не поздоровится…
Итоги работы Мирчи Луческу в «Зените» известны: команда разучилась играть в футбол, игроки деградировали до того, что их перестали вызывать в сборную (многие только и ждали, когда придет новый тренер), болельщики других клубов, если раньше симпатизировали «Зениту, то теперь над ним смеялись, слушая комментарии Луческу и призывая руководство «Зенита» не увольнять такого замечательного тренера, а сам петербургский клуб провалился во всех турнирах и вынужден был начать грандиозные реформы. За это, может, стоит сказать Мистеру спасибо.
И за все его предыдущие и будущие интервью. Они поднимают настроение.