Немцы затеяли футбольную революцию не после Евро в Бельгии и Голландии, где опозорились в 2000-м — гораздо раньше. Когда еще в 90-х сыграли в Рейкьявике 0:0 с Исландией, а ТВ и пресса хвалили команду за «грамотное расположение» игроков на поле, умение «сыграть на ноль в непростых условиях» и «стойкость характера». Пока в Германии цеплялись за устаревающий имидж, Франция и Голландия ушли вперед в разработках новых концепций и воспитании футболистов. Немцы обиделись и… стали чемпионами мира в 2014-м.
DFB, на самом деле, готовил сборную к домашнему чемпионату мира. Научили страну любить сборную за шесть лет, к первой победе шли четырнадцать. Мы, вроде как, только сейчас поняли, что за два года до ЧМ-2018 «в нашем дворе» кричим со дна глубокого колодца…
Между тем, 1:2 от Катара — это всего лишь результат матча приблизительно равных команд. Равных не по классу, уровню или еще какому-либо абстрактному критерию, а по возможностям на данный момент.
Как-то повезло спросить у баварского «цепного пса» Ули Хенесса, когда тот в одном уютном отеле под Мюнхеном начал жечь глаголом быстро разбогатевшие клубы: «Кто вам больше не нравится — шейхи, или американцы, вроде Глэйзера?». Хенесс ответил, глэйзеры: «Я был на матчах «Манчестер Сити», видел, как эти ребята с Ближнего Востока переживают, как они на самом деле любят футбол. Мистеру Глэйзеру футбол безразличен, это лишь бизнес».
Шейхи все эти годы, что мы доедали остатки супа, сваренного в годы, когда еще не все смекнули, какие деньги зарыты на «острове Скелета», инвестировали в Катаре. Строили академии, приглашали туда Рауля, вызывали снисходительные улыбки за свое старание, когда сборные, вроде Катара, иногда появлялись на телеэкранах. Вот и встретились эти два лифта где-то на «минус первом» этаже. Один шел вверх, другой вниз. Я как-то уже их упоминал. Видимо, мало что меняется.
Постоянно приходится вспоминать и то, что Станислав Черчесов не любит термин «товарищеские матчи». Посыл тренер дает правильный — при полном отсутствии официальных тестов, это единственный способ готовиться к ЧМ именно сегодня, а не когда-нибудь потом. Когда костяк соберется.
Игроки говорят — характер куда-то подевался. Собственно, и этому удивляться не приходится. Катар подготовку к ЧМ-2022 начал еще когда мы считали, что сказка о полуфинале Евро-2008 обязательно повторится. Сама по себе. А Катар готовится и каждый матч действительно воспринимает, как официальный. Тестируют собственный рост, оправданность вложений шейхов, за которыми те, видимо, следят. Ведь если ты не умеешь ценить чужие деньги, никогда не будешь считать и свои.
Вспомните, какое решение принял Глушаков в добавленное время, имея все шансы развить перспективную атаку и упавшее лицо Черчесова, который, кажется, в этот момент впервые потерял дар речи. И еще раз поймете, что едкая шутка футболиста «Спартака» в твиттере насчет зенитовского стадиона после судейства в дерби «Питер — Москва» — не смешная. Перепалка тренера Евдокимова с тремя журналистами, «заполнившими» пресс-центр космического стадиона «Краснодара» — злой и тоже не смешной цирк, а вовсе не топ-новость о российском футболе. Так что прекратите истерику — сборная сыграет на домашнем чемпионате мира, хотите вы этого или нет. И даст тот результат, который мы все заслуживаем.