Перед вылетом на сбор национальной команды полузащитник киевского «Динамо» Мигель Велозу ответил на вопросы корреспондента «Спорта День за Днем».
В столице Украины Мигель не часто общался с журналистами. Возможно, причина — языковый барьер. За год Велозу не смог или не захотел освоить «великий и могучий». Мы встретились с португальцем в холле базы «Динамо» в Конча-Заспе в перерыве между обедом и теоретическим занятием. Клубный переводчик сразу попросил не задавать вопросы об отце Велозу (Антониу Велозу в прошлом многолетний защитник «Бенфики»), с которым Мигель давно не общается. Более того, недавно Велозу-младший подал в суд на Велозу-старшего за неправомерное использование Антониу имени сына в одной из доверенностей и потребовал компенсации в размере 200 тысяч евро. Именно из-за конфликта с отцом Велозу на игровой форме вместо фамилии отца использует свое имя Мигель. Впрочем, тема «отцы и дети» нам была гораздо менее интересна, нежели предстоящий матч Португалия — Россия. Ближайший матч для любителей портвейна станет решающим в борьбе за первое место в группе F. Если у россиян есть право на ошибку, то подопечным Пауло Бенту отступать некуда.
Для нас еще ничего не потеряно
— Мигель, в предстоящем матче на карту поставлена судьба вашей сборной. А именно — быть или не быть ей в Бразилии в 2014 году. Или вы с такой постановкой вопроса не согласны?
— Для нас предстоящий матч действительно будет определяющим. Мы хотим попасть на чемпионат мира. Россия тоже этого хочет. Нам нужно хорошо сделать свою работу, ведь мы уже не имеем права на ошибку. Победить подопечных Фабио Капелло будет непросто. Для меня, кстати, не стала неожиданностью успешная игра России в этом отборочном цикле. Я считаю, что все закономерно. Все-таки в вашей сборной собраны исполнители высокого уровня, о квалификации Капелло не стоит и говорить. Россия своей игрой заслужила первое место в нашей группе.
— А вот Португалия, которую до старта отборочного турнира считали фаворитом, сейчас только на третьем месте. Как вы до такой жизни дошли?
— Кто-то считает, что мы недооценили своих соперников. На мой взгляд, это не так. Мы знали, что и Россия, и Израиль — серьезные команды. Просто нам не удалось проявить все свои лучшие качества во встречах с ними. Впрочем, у нас еще есть шанс, и мы собираемся им воспользоваться. Нужно непременно выиграть домашние матчи у России и Израиля — такая у нас установка на эти матчи. От их результатов во многом и будет зависеть финальная расстановка в группе.
Криштиану простой и общительный парень
— Какой статус в сборной у Криштиану Роналду? Можете над ним пошутить или Криштиану неприкасаемый?
— Роналду — символ сборной, он наш капитан. В то же время Криштиану очень общительный и простой парень, он и сам любит пошутить. А когда шутят над ним, не обижается. В этом плане совсем нет никаких проблем — небожителей в составе сборной Португалии нет.
— Главный тренер Пауло Бенту накануне матча практикует с игроками индивидуальные беседы? Может накричать на подопечных после неудачной игры?
— У нас проходят как общие, так и индивидуальные беседы. А насчет строгости тренера — конечно, на его настроение накладывает отпечаток игра и результаты сборной. К сожалению, у нас в этом отборе не каждый день был на улице праздник. И в нынешней ситуации особо радоваться, конечно, нечему.
— Что вы знаете о России?
— Огромная страна, о которой практически ничего не знаю: Москву только видел. Из вашей сборной могу вспомнить разве что двух футболистов, выступающих за «Зенит», — полузащитника Игоря Денисова и нападающего Александра Кержакова. Еще на языке крутится фамилия футболиста из московского «Динамо»... Как же его? Нет, не вспомню. Еще когда я только поступил в школу «Бенфики», за нее играли трое россиян.
— Юран, Мостовой и Кульков?
— Вроде бы они. Я тогда еще вообще маленьким мальчиком был. А за «Спортинг» выступал Сергей Щербаков, который затем попал в страшную аварию.
— Давайте перейдем к вашей персоне. В школу «Бенфики» вас действительно не взяли из-за избыточного веса?
— Лишний вес в той ситуации был ни при чем. Просто в клубе мне четко дали понять, что не особо заинтересованы в моих услугах. Пришлось немного «попылить» в маленькой команде «Културал Портеньо», неплохо там себя зарекомендовал, и в итоге меня пригласили в «Спортинг». Именно в «Спортинге» я состоялся как игрок.
— В одно время бок о бок с вами в клубной структуре «Спортинга» занимался и Роналду. Скажите, Криштиану уже тогда выделялся среди других?
— Его талант нельзя было не заметить. Я с ним, правда, практически не пересекался, так как мы выступали за разные возрастные команды, ведь Криштиану на год старше меня.
Без безумных покупок
— Ваш первый сезон в украинском чемпионате выдался не самым удачным — «Динамо» заняло третье место и не пробилось даже в квалификационный раунд Лиги чемпионов. Стоило ли переезжать в Киев из Генуи?
— Когда принимал предложение «Динамо», перед командой стояли две четкие задачи: занять первое место в премьер-лиге и пройти как можно дальше в Лиге чемпионов. К сожалению, ни одна из целей не была достигнута. Причина неудачи? Думаю, это вина всего коллектива: руководства, тренеров и, безусловно, нас — игроков. Нам всем нужно серьезно проанализировать ситуацию, чтобы сделать правильные выводы. Болельщики «Динамо» в шоке от такого выступления команды, и я их хорошо понимаю.
— Мысли о смене команды не возникали? Тем более что в «Зените» вы двух игроков знаете, а еще в составе питерской команды ваши соотечественники — Данни, Бруну Алвеш и Нету...
— Шутку оценил, но отвечу на ваш вопрос серьезно: сейчас не время об этом говорить. Да и уходить в такой ситуации из «Динамо» — все равно что бежать с тонущего корабля. Лучше мы как-то залатаем пробоины, приведем все в порядок и поплывем — так, чтобы вернуть расположение многомиллионной армии своих болельщиков.
— Говорят, у вас около 125 пар обуви. Вы чувствуете себя коллекционером?
— Это громко сказано. Просто как-то пришло такое увлечение. Можно, конечно, коллекционировать машины или какие-то предметы старины. Но на это нужны серьезные деньги. А я вообще за свою жизнь ни одной безумной покупки не совершил — и не только потому, что не обладаю тем финансовым ресурсом, чтобы можно было безболезненно сорить деньгами. Я ведь рос не в самой обеспеченной семье. Мама до сих пор работает учительницей в общеобразовательной школе, сестра еще учится.
Киев