• Полузащитник сборной Греции Сотирис Нинис: Спасибо, Виктор Муньос!

    01.08.07 16:01

    Полузащитник сборной Греции Сотирис Нинис: Спасибо, Виктор Муньос! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Подобно многим турнирам завершившийся на прошлой неделе в Австрии юношеский Евро-2007 подарил болельщикам и специалистам обильную пищу для размышлений на тему перспектив: кто из проявивших себя на полях Линца, Пашинга, Рида и Штайра 17–19-летних ребят заявит о себе в полный голос? Кто поменяет свой статус с просто восходящих на настоящих звезд?«Спорт» представляет на суд читателей свою версию тройки самых заметных игроков прошедшего чемпионата Европы.

    В России у него есть двойник – Андрей Аршавин. Не заметить Сотириса Ниниса, когда играла сборная Греции, было невозможно, ибо все самое интересное на поле происходило с его участием. Без него даже при всей своей организованности и общем высоком классе греки вряд ли бы дошли до финала, а нейтральные австрийские зрители едва ли отдали бы им свои симпатии.

    Нинис – самый младший участник Евро-2007, лишь 3 апреля ему исполнилось 17 лет. Тем не менее уже сейчас офис «Панатинаикоса» заваливают запросами могучие зарубежные клубы вроде «Реала». Боссы «Пао» должны ответить всего на один вопрос: почем?

    Колючий и неуловимый

    Восхищенно цокал языком, глядя на игру Ниниса, Отто Рехагель, который, казалось, чего только не повидал. Понять немца нетрудно: есть соблазн предположить, что в Австрии Европа увидела гения. В общем-то, и не странно: где, как не там?

    Нинис делает все: «возит» мяч без шансов для соперника на отбор, с закрытыми глазами переводит игру в любую точку гладкой передачей, идет на ворота сам, мощно бьет, причем и передачи, и удары следуют с обеих ног. Маленький рост (173 сантиметра – на один больше, чем у Аршавина) делает Ниниса еще более неуловимым, при этом он еще и весьма колюч. Когда на 5-й минуте финального матча защитник испанцев Хиль Соррион боролся с ним за уходящий мяч, а потом вдруг неожиданно отлетел, как блин со сковородки, то подавать руку почему-то не спешил.

    Как и его питерский «близнец», Нинис в Линце ходил по отелю, чуть опустив голову, молча, словно целиком в своих мыслях. Но если вся команда собиралась на обед или импровизированное совещание, его высокий голос был слышен громче и четче остальных. Различие одно: в ответ на предложение поговорить следует внимательный взгляд и улыбка. Интервью – само собой разумеющийся факт, а в придачу еще и живой интерес к беседе. Может, дело в том, что ему еще только 17?

    Финальный матч Нинис неожиданно провалил, подтвердив общеизвестную теорию о том, что молодые футболисты нестабильны и кривую их формы предсказать почти невозможно. Сотирис сам не понимал, что с ним происходило: не шли передачи, заплетались ноги при попытке дриблинга, да еще и поле подвело. Не подскочи мяч на ноздреватом газоне за три минуты до нелепого гола Парехо при выходе Ниниса один на один, может, Греция и уехала бы домой с главным призом, а сам Сотирис не ушел бы с поля в начале второго тайма, опустив голову и ругая себя последними словами. После матча, подходя к автобусу, он увидел корреспондента «Спорта», махнул рукой:

     

    – Вообще не знаю, что со мной сегодня было. Испанцы, конечно, меня «прикрыли», но и раньше соперники на месте не стояли…

    Голодные до побед

    За день до финального матча Нинис на вполне сносном для юноши, чье время полностью забирает футбол, английском языке пообщался со «Спортом».

    – Сотирис, кому вы обязаны тем, что сейчас являетесь игроком основного состава «Панатинаикоса» и одной из главных надежд юношеского футбола Греции?
    – Испанскому тренеру Виктору Муньосу. В 14 лет меня взяли в «Панатинаикос» из клуба «Тениасол». Три года я играл за академию «Пао», пока в начале прошлого сезона испанец не пригласил меня тренироваться с основным составом. За что я ему страшно благодарен.

    – Вы что-нибудь знаете об интересе к вам мадридского «Реала»?
    – Не больше, чем вы. Тоже читаю об этом в газетах. Мой агент и руководство клуба мне ничего не говорят, а я в свою очередь не спрашиваю.

    – На чемпионате Европы сборную Греции в какой-то момент начали называть командой одного игрока…
    – Меня, что ли?! Нет, это неправда. В первую очередь мы команда, и если вы следили за нашими матчами, то согласитесь со мной. Что же касается того, что обо мне пишут в превосходных тонах, то я на это не обращаю внимания.

    – Хорошо, тогда сравним вашу команду с той взрослой сборной Греции, что выиграла в 2004 году чемпионат Европы в Португалии…
    – А вот это уже похоже на правду. Своим единением мы и впрямь похожи. Спросите, кого хотите, ни один из наших ребят даже не допустил бы мысли о том, что мы можем проиграть на чемпионате хотя бы один матч. А если бы кто-то и допустил вероятность проигрыша, то на поле сделал бы все, чтобы ее свести к нулю.

    – Чья это заслуга?
    – Нашего тренера Николаоса Ниоплиаса. Он сам не так давно был футболистом, к сожалению, не смог выиграть со сборной чемпионат Европы, но свою жажду побед передает нам. А та команда Рехагеля очень многое дала Греции: теперь в нашей стране верят, что невозможное возможно, даже в сознании молодых людей что-то поменялось. Теперь мы хотим не просто играть в футбол, но и побеждать. Что касается этой команды, то нас не оставили на волю Бога, но еще и объяснили, что и как мы должны делать на поле. Каждый из нас знает свой маневр, и каждый из нас в курсе собственных недостатков, над которыми следует работать.

    Болел с детства

    – У вас у самого есть образцы для подражания как у нападающего? Может быть, нынешний президент АЕК Демис Николаидис, который был, как и вы, маленького роста?
    – (Смеется.) Николаидис уже не играет, так что давайте перечислю действующих игроков. Я бы назвал Карагунниса и Яннакопулоса, хоть они располагаются на поле глубже, чем я. Если же брать форвардов, то мне нравится Гекас, который творил в минувшем сезоне чудеса за «Бохум», а также Самарас, пусть он и игрок несколько другого типа, повыше и помощнее.

    – В последнее время в Греции среди игроков стало модно менять афинские клубы, уходить из «Панатинаикоса» в АЕК или в «Олимпиакос». Вы сами на такое способны?
    – Н-да, есть такое (смеется). Никополидис, Константину, Ривалдо… Смелые ребята! Я в настоящий момент никуда из «Панатинаикоса» уходить не хочу. С детства болел именно за этот клуб, поэтому хотел бы с ним что-нибудь выиграть, поучаствовать в еврокубках. Но никто из нас не знает, что будет дальше. Если вдруг окажется, что я «Панатинаикосу» не нужен, а «Олимпиакос» во мне заинтересован, то перейду в «Олимпиакос». Если буду нужен АЕКу – значит, в АЕК. В нынешнем футболе такие вещи нормальны, правда, болельщиков это ранит, и я могу их понять.

    Линц – Санкт-Петербург

    Германия

    Месут Озил: способный «взорвать» игру

    После продажи Линкольна в «Галатасарай» «Шальке» может не беспокоиться. Во всяком случае так преподносят ситуацию немецкие СМИ, впечатленные игрой 18-летнего Месута Озила. Пуще всего раззадорил прессу менеджер «кнаппенов» Андреас Меллер, без малейших опасений заявивший:

    «В самое ближайшее время Озил может стать нашим плеймейкером».

    Выход Озила в профессиональный футбольный свет совпал с крупными разочарованиями. Для начала Месут поучаствовал в ответном матче квалификационного раунда Кубка УЕФА с «Нанси», который закончился поражением «Шальке» 1:3 (первую встречу немцы выиграли дома 1:0) и вылетом из турнира, а затем гельзенкирхенцы упустили и чемпионский титул, так что Озил со своими 17 матчами за главную команду вместе со всеми сполна испытал всю незавидную гамму чувств.

    Парню турецкого происхождения понадобилась всего пара матчей за юношескую сборную, в которой он дебютировал в 2006 году в матче с Австрией (1:0), чтобы застолбить себе в ней прочное место. Главный тренер Франк Энгель вспоминает, что с самого начала подавлял в себе соблазны говорить об Озиле в прессе в превосходном тоне, зато сейчас в разговоре со «Спортом» не скупился на похвалы:

    – Месут в состоянии «взорвать» любую игру, поскольку не только прекрасно технически оснащен, но еще и способен работать в одинаково быстром темпе – как с мячом, так и без. Кроме того, его универсальность для тренера уникальна – хотите, будет атаковать справа, потом резко перебросите его налево – и ничуть не пожалеете!

    Озил больше всего любит позицию под нападающими, играя на которой, он сам определяет для себя спектр действий. Для него этот пост выгоден еще и тем, что он сполна может воспользоваться своими скоростными качествами и налететь, разорвать строй защитников из глубины. Собственно, так он забил мяч в ворота сборной Франции – защитники среагировали на появление Озила в своих владениях лишь в тот момент, когда он уже бил под опорную ногу вратарю Карассо.

    Не стоит все-таки забывать, что юноши могут быть нестабильны. У Озила явно не получился полуфинальный матч со сборной Греции, пусть он и поучаствовал в первом тайме в голевой атаке. Франк Энгель даже был вынужден заменить Озила в начале второго тайма на Зама, подвижного хавбека, обладающего плотным дальним ударом. А чуть позже Германия досрочно покинула турнир в Австрии. Впору впасть в депрессию, если бы не возраст, который еще долгое время будет играть на Озила.

    Австрия

    Марко Арнаутович: уникально техничный

    Легионеров из Австрии нынче за рубежом встретишь мало, так что можно понять молодого форварда Марко Арнаутовича, который в 17-летнем возрасте не без опасения покидал родной пригород Вены Флоридсдорф. Покидал ради голландского «Твенте», в плане карьерного роста казавшегося весьма привлекательным вариантом. Его отец Томислав Арнаутович вспоминает, как в первые недели после отъезда сына не мог спокойно находиться дома – жена постоянно плакала, когда общалась через видеокамеру в Интернете с любимым сыночком. Что поделать, Австрия приучает к оседлости…

    Теперь Арнаутовичи не плачут. У них есть шанс до конца жизни обеспечить свое будущее за счет своего успешного чада, которое вот-вот застолбит место в основном составе «Твенте», несмотря на то что в клубе из Энсхеда играет весьма забивной швейцарец Блез Н’Куфо, в прошлом сезоне записавший на свой счет 14 голов в 34 матчах.

    Параллельно главный тренер сборной Австрии Йозеф Хиккерсбергер поет Марко дифирамбы в газетах:

    «Арнаутович – уникально техничный футболист. Такого специалиста по скрытым передачам сейчас в нашем футболе на найдешь ни в одном возрасте».

    В трех матчах группового турнира на Евро-2007 сборная Австрии забила всего один мяч, да и тот с пенальти. Но в данном случае, пожалуй, имеет смысл говорить о невезении – моментов-то команда Херманна Штадлера создавала предостаточно, и в первую очередь благодаря Арнаутовичу (cкорее всего, его и не хватило в последнем матче с Португалией, чтобы завершить турнир достойно, – в предыдущей игре он был удален). Модный ярлык «австрийский Ибрагимович», который прилепили парню восторженные местные журналисты, не так уж и преждевременен. По движениям и по фигуре Марко и впрямь напоминает взбалмошного шведа, так же крутится с мячом по штрафной с высоко поднятой головой, так же способен ткнуть мяч через частокол ног в нужную точку, нужному партнеру, и при этом защитники не успеют среагировать. Это и имел в виду герр Хиккерсбергер. Это на собст­венном опыте познал старейшина ПСВ Филип Коку, когда 14 апреля этого года Арнаутович пережил свой дебют в «основе» «Твенте» именно против чемпиона страны. Коку, кстати, отметил талантливого парня после матча в прессе, не зная при этом, что перед выходом на поле у «австрийского Ибрагимовича», по его же признанию, тряслись колени. Сейчас мандража и в помине нет – Арнаутович спорит с судьями и заводит партнеров. И не исключено, что через год он снова выйдет на поле в составе сборной Австрии перед своей публикой. Не зря же им восторгается Хиккерсбергер!

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»