• Польский Евро — России на память

    05.07.12 16:03

    Польский Евро — России на память - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Провести чемпионат Европы — это не просто «украл, выпил, в тюрьму». Рано или поздно за организацию крупного футбольного турнира придется ответ держать. Корреспонденты «Спорта» провели достаточное количество дней на Евро-2012, чтобы оценить первый подобный опыт восточноевропейских стран. Сегодня и завтра читайте итоговые оценки Польше и Украине, возможно, уже сейчас станет понятно, что ждет Россию в год чемпионата мира — 2018.

    Такой уж наш восточноевропейский менталитет: от экстаза до уныния не просто один шаг — достаточно иной раз лишь оглядеться вокруг, чтобы понять, что мечты недостижимы, пасть духом, выпить водки и поискать врагов в каждом темном углу. Очевидным стратегическим преимуществам мы не радуемся, зато придаем большое значение локальным победам, например спортивным. Такая же вещь, как Евро, — это больше, чем спорт. По сути, это возможность стартовать в новое измерение, опробовать то, чего ты никогда не делал и не сделал бы, не прилети мяч в твой запущенный огород. Организовать Евро — страшно и соблазнительно одновременно, этот процесс пробуждает все позитивные и негативные инстинкты наших народов. За счет них всех так или иначе возводятся спортивные объекты, строятся дороги, отели, аэропорты. Четыре года чиновники с разными интонациями рассказывают о сложностях и успехах, но настает день, когда раздается клич «елочка, гори» и дорабатывать что-либо поздно. Что гость увидит, то потом и расскажет. При все при том, что провел в Польше чудесный, пусть и непростой, месяц, не удержусь от постоянного сравнения со Швейцарией и Австрией 2008 года. С одной стороны, оно глупо, так как в этих двух странах все было и без Евро, а чемпионат континента лишь привели на готовую площадку. С другой стороны, не ориентируясь на эталон, невозможно понять, что же вообще требуется от страны-организатора. Итак, попробуем оценить Евро-2012 в Польше по всем параметрам.

    Стадионы

    Все четыре арены польских городов произвели роскошное впечатление, никаких нареканий в данном вопросе нет и быть не может. Все стадионы прекрасно расположены, варшавский Национальный и вовсе красиво вписался в «скайлайн» столицы, существенно преобразив ее облик.

    Их строительство обошлось чуть больше чем в миллиард евро, шло куда более просто, чем, скажем, возведение Олимпийского стадиона в Киеве, однако и без своих проблем не обошлось. Имели место акции протеста строителей арены во Вроцлаве, которые недополучили причитающееся, при этом местные власти рассчитывают окупить затраты через несколько лет, вверяя управление стадионом европейской фирме, что способна зазвать в столицу Нижней Силезии поп-звезд или, скажем, пригласить на коммерческий турнир сильные клубы, вроде ПСВ или «Атлетика» из Бильбао.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    Гданьску повезло меньше: несмотря на то что на PGE Арене уже проанонсированы концерты, способные собрать полную кассу, мест­ный футбольный клуб «Лехия» вряд ли в ближайшее время сменит статус аутсайдера. То, что стадион сияет куском янтаря посреди пром­зоны, как раз не особо страшно — до него всего десять минут езды из центра.

    Познань первой разобралась со строительством и на некоторых матчах местного «Леха» уже собрала аншлаги. Больше всего беспокойства у оргкомитета насчет окупаемости варшавской арены — сборная Польши собирается путешествовать по городам, варшавская «Легия» только что построила собственный стадион на 33 тысячи, которого ей вполне хватает, а другой местный клуб — «Полония» — не рвется никуда с легендарного пристанища на Конвикторской улице, уважая традиции. Тем не менее эксперты полагают, что польские стадионы выйдут «в плюс» к 2020 году и переплюнут не только ЮАР, но и Португалию, и Австрию, где в маленьких городках, вроде Фару или Клагенфурта, арены простаивают без дела.

    Транспорт

    Транспортные проблемы Польши в какой-то момент были знамениты на всю Европу. Чего уж там — сеть автодорог считалась попросту худшей на континенте. Слово же «автомагистраль» казалось пришедшим из сказок о богатом Западе. В какой-то момент, когда Евро приближался, а сроки срывались, местное население уже страстно желало, чтобы турнир у страны отняли, чтобы можно было перекреститься и жить как раньше. Этого, к счастью, не произошло. Что же в итоге вышло?

    Польша обзавелась прекрасными аэропортами. Причем речь в первую очередь даже не о Варшаве, а о Гданьске, Познани и Вроцлаве, где в здании аэровокзала находиться едва ли не приятнее, чем у себя дома. Просторно, светло, приятная температура воздуха, много рейсов и направлений, несмотря на небольшие размеры городов. Когда организаторы смекнули, что дело с железнодорожным транспортом плохо, местный национальный перевозчик открыл «дочку», бюджетную компанию, которая собиралась взять не ценами, а частотой перелетов. В итоге чуть ли не за два часа до вылета можно было приехать в аэропорт и взять билет в любой польский город по смехотворной цене, практически как на автобус или поезд, только быстро и удобно. С одной стороны, хотелось бы, чтобы и у нас когда-нибудь появились «бюджетки», с другой, рискну ли я сам ею воспользоваться, зная о печальной ситуации в российской авиации. Да и желания потребителя мало — свеж пример, когда под Петербургом не разрешили оборудовать аэропорт Ржевка для заграничных «лоукостеров». Между тем в Польше «под Евро» обновили не только аэропорты городов-участ­ников, но и таких мест, как Краков, Катовице, Быдгощь, Лодзь. Все вместе они перевезли за месяц 70–80 процентов гостей Евро. Цена вопроса совсем немного не дотягивает до миллиарда евро.

    За авиакомпанию с логотипом в виде белой стрелки на красном фоне лично я полякам благодарен, так как опробовал и железнодорожный транспорт. Две поездки из Вроцлава в Познань и обратно стали едва ли не самыми трудными путешествиями в карьере, притом что города разделяет менее чем двести километров. Старые составы, набитые людьми, не позволяли разъехаться после игр с комфортом и личным пространством. Скоростных поездов не было, а те, что таковыми считались, прибывали минут на двадцать раньше нескоростных. Зато Польша вслед за аэропортами обрела чистые вокзалы, взамен тех, в которые, по словам местных жителей, было страшно заходить из-за вони и грязи.

    Автотрассы Польша открывала уже после начала Евро, из-за чего часто возникали пробки. Тех, кто арендовал машины и потом матерился, смахивая со лба пот, было гораздо больше, чем тех, кто в недоумении пожимал плечами и утверждал, что «проскочил нормально». На улицах городов заторы также были делом обычным, что раздражало «нефутбольных» горожан. Они, видимо, и проголосовали на сайте Rzeczpospolita в большинстве за то, что «Евро не удался ни со спортивной точки зрения, ни с организационной». Хотя спорить с этим можно и нужно.

    Сказать, что в городах не на чем было ездить и приходилось то и дело бегать пешком, стало бы кощунством. Трамваев, автобусов, троллейбусов было море, добраться можно было в любом направлении и практически в любое время суток. Но если в Швейцарии, Австрии, той же Финляндии, даже будучи полным топографическим кретином, вы разберетесь, что к чему, прямо на автобусной остановке, где море схем и прочих «разъясниловок», то в Польше нужна была специальная подготовка, на которую требовалось дополнительное время. Иначе ты никогда «с первого тыка» не найдешь свой автобус на одной большой площади Варшавы вокруг Дворца наук, не наткнешься на свою остановку и не поймешь, где следует садиться в транспорт, а где из него выходить. Логистика — это то, что хромает у нас. Внимание! Заблудившиеся и отчаявшиеся на окраинах какого-нибудь Саранска вряд ли смогут рассчитывать на дешевое такси, как в Польше, где никто не стремился снять с тебя все, вплоть до трусов, только потому что ты иностранец. Здесь машины с шашечками были истинным спасением за адекватную сумму.

    Отели

    Цены на проживание в Польше взлетели сразу после объявления календаря, держались на высоком уровне до марта, затем несколько снизились, после чего все номера оказались расхватанными на месяцы вперед. Тем не менее из-за периодического освобождения невыкупленной брони в неигровые дни в Польше можно было найти, куда приткнуться, и далее все зависело от требований туриста. Кто хотел жить более или менее с удобствами, должен был раскошелиться минимум евро на сто в сутки. Кому хватало студенческих общежитий, платил в среднем на тридцать евро меньше. Неприхотливых болельщиков сборной Германии, например, полностью устраивали специально оборудованные кемпинги, где можно прямо рядом с машиной поставить палатку, мангал, разливочный автомат и радоваться жизни. Семейных итальянцев подобные варианты, напротив, не радовали. В любом случае вопрос проживания в Польше не стоял остро, как на Украине: знакомый финский журналист, вернувшийся из Донецка, рассказывал, как провел ночь за двести евро в придорожном отеле в пятидесяти километрах от столицы Донбасса.

    Гостеприимство

    Польша — типичная аграрная страна в самом позитивном смысле этого слова. Здесь прекрасные, качественные продукты собственного производства, а потому у мест­ного населения развито врожденное чувство гостеприимства. Цены приятно порадовали каждого, кто приехал в Польшу, если, конечно, гость прибыл не из Молдавии или, скажем, Македонии. Даже в период Евро на центральных улицах и площадях был шанс поесть и выпить за деньги в два раза меньшие, чем в Петербурге, не говоря уже о Москве.

    Местное население объективно и позитивно относилось ко всем приезжим, если исключать ситуации, когда гостям вдруг хотелось пройтись маршем или помахать перед носом у местных быков красными тряпками с изображением серпа и молота. Но это — последняя строчка о событиях 12 июня в этом материале. В Польше много молодежи, которая о прошлом знает, но помнить его не хочет, открыта для общения и, как говорил защитник сборной Германии Холгер Бадштубер, «интеграции» в европейское общество. Пожилые люди, конечно, заслышав русскую речь, первым делом изливали душу по поводу коммунизма и его грустных следов, видимых и душевных. «Гитлер был маньяк и убивал чужих, а ваш Сталин назвал нас братьями, а потом бил своих же», — доступно разъяснил мне причину особого отношения к России старый таксист, отвозивший меня ночью с гданьского стадиона в отель. И таких диалогов по ходу Евро с людьми «за пятьдесят» у меня было несколько. Все они, впрочем, заканчивались рукопожатием и словами стариков: «Мы знаем, что вы такие же, как и мы, хорошие люди. Черт бы побрал эту политику…»

    Все польские города были наводнены волонтерами, всегда готовыми потерявшемуся указать дорогу, торопящемуся — помочь найти эффективный способ решения проблем, а перебравшего уложить у забора отдыхать. Другое дело, что не всегда мальчики и девочки были эффективны. С синдромом обслуживания «а-ля кофе-хаус» мы, поверьте, не раз столкнемся на ЧМ-2018. Очень многим приветливым ребятам не хватало знаний английского или немецкого, чтобы после стартового «чем могу вам помочь» с той же уверенностью найти нужное решение. И если меня, скажем, выручало умение ориентироваться в польском, то не уверен, что то же самое можно сказать о западноевропейских коллегах и болельщиках.

    Посещаемость

    Она оставляла желать лучшего. Немного показалось, что поляки, хотя внешне и гордились своим Евро, но жили им не в полной мере. Во многом на это повлиял ранний вылет сборной Польши, существенно погасивший энтузиазм местного населения в плане посещения тех же фан-зон. Атмосфера праздника в городах чувствовалась в дни матчей, но если футбол шел где-то в другом месте, Гданьск, Познань, Вроцлав и Варшава жили размеренной, обычной жизнью. Билеты практически на все матчи можно было купить с рук перед матчем по номиналу, а кому-то удавалось найти и по бросовым ценам. Исключением были игры поляков, чехов и россиян, если в дело, конечно, не вмешивались греки, которым особо не до разъездов. В этом плане Польша чувствовала себя обделенной: ведь, отправь жребий сюда горластых и размножающихся почкованием голландцев, англичан и тех же шведов с датчанами вместо благопристойных итальянцев (да, истинными тифози в Польше и не пахло!), выгода могла быть совершенно иной. И пусть глава оргкомитета со стороны УЕФА Мартин Каллен официально заявил, что билеты «продавались хорошо», ему мало кто поверил. Что ж, у России всегда есть выход из подобной ситуации: можно нагнать солдат и раскрасить в цвета сборных-участниц.

    Эффекты

    Польша потратила на Евро почти 24 миллиарда европейской валюты и существенной отдачи дождется не скоро. Ведь, как вы уже поняли, прибыль оказалась меньшей, чем та, что фигурировала даже в самых пессимистичных прогнозах. Если четыре года назад в Австрии за трое-четверо суток (стандарт­ная норма нахождения в стране среднестатистического болельщика) один человек тратил 1300 евро, а в Швейцарии — 983 евро, то в Польше гость оставлял за то же время всего 800. Это, конечно, объясняется и более низкими ценами на «есть-пить» — и сотню-то евро в день потратить здесь сложно при всем желании, если только вашу печень не впору выставлять в Кунсткамере. Притом что поляки в дни игр той же Германии задирали ценник просто на глазах, а немцы все равно не боялись и счастливо смеялись, распивая «вайсбир» на Королевском тракте Гданьска за два с половиной евро за пол-литра. Такого в Германии не найдешь даже в окраинных пабах, куда не ступает нога туриста!

    Исследование компании Ernst and Young пообещало польским городам прямую прибыль по окончании Евро в 500–700 миллионов евро. Это, конечно же, мало, но не стоит забывать о прибыли косвенной, том же самом «эффекте Барселоны», когда Олимпиада 1992 года помогла не только самому городу, но и всей Каталонии. Поляки уже сейчас не могут не отметить подъем уровня безопасности, кроме того, страна уже считается одним из лидеров Восточной Европы по инвестициям мировых финансовых держав. Прибвавьте к этому блага в виде аэропортов, дорог, которые рано или поздно построят, и до блеска вычищенных Вроцлава, Гданьска, Познани и Варшавы. Жаль, что в эту компанию не вписался красивейший Краков, которому в виде утешительного приза разрешили построить официальную фан-зону. Город «прокатили», говорят, в пользу Гданьска, родины нынешнего премь­ер-министра страны Дональда Туска. Но вот о том, что в Гданьске я побывал, я не пожалел нисколько, а желание посетить Краков только усилилось. И если меня спросят, не хочу ли я съездить в Польшу, отвечу без колебаний: «Хоть завтра!»

    Польша


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров