СМОТРЕТЬ (СКАЧАТЬ) МАТЕРИАЛ В PDF
Официально ни «Спартак», ни «Зенит» не объявляли о трансфере Артема Дзюбы. Впрочем, уже мало кто сомневается, что воспитанник академии красно-белых рано (в зимнее межсезонье) или поздно (летом, когда у форварда закончится контракт) приедет на базу в Удельную, получит комплект зенитовской формы и начнет новый этап в карьере.
По большому счету скандальным переход Дзюбы назвать можно с натяжкой. Все три стороны играли с открытыми картами. «Спартак» сделал несколько предложений по продлению контракта, игрока они не устроили, «Зенит» вступил в переговоры за полгода до окончания соглашения с предыдущим работодателем. Регламент все соблюдают, фигу в кармане не держат…
Кстати, о Фигу, Луише Фигу. Первая фамилия, которая придет на ум, если говорить о самых резонансных переходах в истории футбола. Из «Барселоны» в «Реал»! Страшное преступление! Хотя 60 млн евро отступных вроде бы на дороге не валялись, на дворе стоял 2000 год. Ничего личного, только бизнес… Но попробуй объясни это иначе?! Сине-гранатовые трибуны освистывали своего бывшего кумира каждый раз, когда Фигу появлялся на зеленом прямоугольнике. Тренеры «Реала» запрещали португальцу подавать угловые на «Камп Ноу», дабы уберечь Луиша от увечий. А когда в ноябре 2002-го Фигу все-таки решился подойти к угловому сектору, кроме свиста и улюлюканья на него обрушился град монет, зажигалок и даже… свиная голова!
Ярлык «предатель», навешенный на ушедших к принципиальному сопернику, — явление не новое. Монетами, конечно, не кидались (все-таки у советского болельщика не было лишней мелочи), но словом могли припечатать еще похлеще. Наверняка болельщики старшего и среднего поколений вспомнят: бегство из «Зенита» в «Спартак» Сергея Швецова, и отборную матерщину на стадионе имени Кирова в адрес перебежчика, и речовку с фанатского сектора: «В Союзе много подлецов — один из них Сергей Швецов!»
В последние годы переходов с подтекстом стало гораздо больше. Игорь Денисов транзитом через Махачкалу получил удостоверение игрока московского «Динамо». Трибуны «Петровского» не слишком дружелюбно встречали своего некогда идола Гарика. Нетрудно догадаться, какой бы «теплый» прием устроил «Вираж» спартаковцу Роману Широкову. Вот только проверить это на практике не удалось (в сентябре прошлого года главный борец за правду в российском футболе восстанавливался после травмы).
И все-таки главный трансферный скандал за весь период новейшей истории российского футбола случился с Владимиром Быстровым. Передвижение по маршруту «Зенит» — «Спартак» — «Зенит» обернулось не только личной драмой уроженца Луги (надпись «Разыскивается валютная проститутка» — далеко не самая обидная выходка фанатов «Зенита» после возвращения Быстрова), но и охлаждением отношений между фанатами и командой. Характерный штрих: уже больше четырех лет «Зенит» не практикует открытых встреч с болельщиками!
Сможет ли оказаться переход Дзюбы фитилем для новой вспышки агрессии болельщиков? О плохом думать не хочется, но исключать ничего нельзя. Пока же «Спорт День за Днем» вспоминает резонансные переходы в различные периоды истории не только внутри России, но и даже из ближнего зарубежья.
Январь 1997-го Владимир Кулик, Дмитрий Хомуха, Максим Боков («Зенит» — ЦСКА) Денис Зубко. («Зенит» — «Ротор»)
Осенью 1996 года из «Зенита» убрали Павла Садырина. Обиженный наставник недолго сидел без дела, вскоре возглавив ЦСКА, куда перетащил сразу трех своих бывших подопечных: нападающего Владимира Кулика, полузащитника Дмитрия Хомуху и защитника Максима Бокова. Последний был призван в армию, у Хомухи закончился контракт, а вот за Кулика «Зенит» еще побился. КДК РФС впаял форварду условную дисквалификацию за организацию акции в поддержку Садырина. Суть предписания была проста: уходишь из «Зенита» — дисквалификация сразу перестает быть условной. Однако совет ПФЛ все же выписал Кулику вольную.
Денис Зубко — бывший напарник Кулика — решил продолжить карьеру в «Роторе». Питерский клуб не возражал, но оценил его трансфер в $640 тысяч. «Мы сложили все деньги, выплаченные Зубко в прошлом году, учитывая и те 45 тысяч долларов, которые он получил на покупку трехкомнатной квартиры, — объяснил президент «Зенита» Виталий Мутко. — Получили сумму — 358 с небольшим миллионов рублей. Умножили ее на 10 — так называемый возрастной коэффициент данного игрока. И вот результат». Однако у главы «Ротора» Владимира Горюнова нашлась своя правда: КДК признал Зубко свободным агентом, и он подписал трехлетний контракт с «Ротором».
Жизнь показала, что прав оказался Горюнов. Спустя пару месяцев Зубко забил победный мяч на «Петровском» в ворота... «Зенита». В питерскую команду он потом так и не вернулся. Как, кстати, и все армейское трио, сохранившее верность ЦСКА даже после ухода Садырина.
Февраль 1999-го Андрей Кобелев («Динамо», Москва — «Зенит»)
Переход спровоцировал взрыв болельщицкого негодования с обеих сторон. Ведь Кобелев не просто динамовец (короткий испанский период его карьеры не более чем эпизод в ней), он символ бело-голубых. К моменту переезда из одной столицы в другую ему шел 32-й год и он отыграл за титулованный клуб 243 матча.
Но интеллигентный футболист держался спокойно и корректно, избегая широковских методов общения с фанатами. И те вскоре полюбили Кобу, оценив не только его дирижерское искусство, но и предельную самоотдачу в каждом матче, лидерские качества. Его роль в первых медалях «Зенита» российской чеканки в 2001-м переоценить сложно, и болельщики откровенно расстроились, когда Андрей покинул Питер. При этом Виталий Мутко предсказал возвращение Кобелева в команду в роли ее наставника.
Январь 2003-го Владислав Ващук («Динамо», Киев — «Спартак»)
Больше десятилетия минуло после развала СССР, но «пламенная любовь» между «Спартаком» и киевским «Динамо» еще сохранялась.
Вкратце суть дела такова: тяжело травмированный столп обороны киевлян неожиданно сорвался в Москву, утверждая при этом, что никаких обязательств перед «Динамо» не имеет. Президент украинцев Игорь Суркис не признал свободного агента и потребовал компенсации у владельца «Спартака» Андрея Червиченко. Дело разбиралось в штаб-квартире ФИФА. Ващуку разрешили играть. «Спартак» обязали перевести в Киев «энное» количество иностранной валюты.
Однако ничего хорошего из этого перехода не вышло. Ващук не помог «Спартаку». Более того, больше двух лет Владу пришлось восстанавливать отношения с братьями Суркис. А когда «Динамо» вернуло блудного сына, как и в случае с Быстровым, взбунтовались болельщики, практически на каждой игре скандируя: «Ващук — Иуда!»
Декабрь 2003-го Сергей Игнашевич («Локомотив» — ЦСКА)
«Золотой матч» в ноябре 2002-го «Локомотив» — ЦСКА стал символом начала новой эпохи российского футбола. Эпохи, в которой армейцы и «железнодорожники» возвышались над остальными и несколько сезонов подряд (за исключением 2003 года) делили власть между собой. В таких случаях переход игрока к главному и единственному конкуренту надолго обеспечивает мощнейший резонанс, затмевающий многие спортивные события.
«Бомба» взорвалась накануне последнего, и решающего, матча «Локо» в групповом турнире Лиги чемпионов в Лондоне с «Арсеналом». Именно тогда Игнашевич разгневал Юрия Семина известием о подписании контракта с ЦСКА. Тогда решение футболиста казалось противоречивым и сомнительным, но уже через пару сезонов стало очевидно: Игнашевич попал в десятку. Став легендой ЦСКА и в 35 оставаясь ведущим игроком команды. Спустя много лет после знакового перехода Сергей признался, что выбрал ЦСКА вовсе не из-за денег. Все оказалось проще. Евгений Гинер осенью 2003-го переиграл тандем Филатов — Семин в оперативности! Президент ЦСКА первым предложил Игнашевичу поставить подпись под контрактом.
Август 2008-го Мигель Данни («Динамо», Москва — «Зенит»)
Казалось, отношения между бело-голубыми и сине-бело-голубыми ухудшить уже невозможно, но тут «Зениту» срочно понадобилась замена уходящему Аршавину, и лучшей кандидатуры, чем прекрасно адаптировавшийся к России португальский венесуэлец, было не найти. Фанаты «Динамо» — команды, совсем недавно ставшей богатейшей в России с появлением Алексея Федорычева, но резко обедневшей с его уходом, — массово начали симпатизировать революционному лозунгу «Мир хижинам, война дворцам», ведь питерцы выложили за Данни 30 миллионов евро, сумму по тем временам гигантскую. Но отступные родились не из воздуха. Именно «30 миллионов евро» были прописаны в контракте Данни как сумма для желающих приобрести креативного полузащитника.
Бело-голубая торсида активно обыгрывала эту цифру (30). Питерские фаны тоже были не в восторге от появления «засланного казачка». Особенно раздражала татуировка с литерой Д. И объяснение игрока (мол, это первая буква в имени Данни) никого не убедило.
Время и игра Данни сняли абсолютно все вопросы!
Июль 2010-го Александр Бухаров («Рубин» — «Зенит»)
Летом 2010 года «Зенит» пополнил Александр Бухаров. На тот момент ему было 25. Главное же — Бухаров был одним из лучших форвардов России, который раскрылся в «Рубине» под руководством тренера Курбана Бердыева. «Зенит» отдал за нападающего солидную сумму (12 млн евро), тогда еще он мог себе это позволить, и трансфер вызвал традиционную волну возмущения фанатов других клубов, кричавших, что Газпром снова ограбил конкурентов.
Увы, переход не принес счастья ни «Зениту», ни самому Бухарову. Итальянские тренеры команды пытались переделать «неотесанного» нападающего, назначали ему различные программы физической подготовки, но в итоге за четыре года контракта Большой Бу в «Зените» так и не заиграл. Лучано Спаллетти вынужден был признаться, что так и не стал для форварда хорошим тренером. 17 голов Бухарова в 54 матчах никто не запомнил, гораздо чаще его ругали за то, что он режется в покер и пристает к сотрудницам аэропорта Пулково. Зимой 2014-го он ушел в «Анжи», где играл на правах аренды.
Август 2010-го Дмитрий и Кирилл Комбаровы («Динамо», Москва — «Спартак»)
Братьям-близнецам не привыкать взрывать медиапространство: фото в футболках с портретом президента, публичные угрозы дойти до суда в случае фиксации курсов валют. Что уж говорить о таких «мелочах», как переходы из «Спартака» в «Динамо» и обратно? В первый раз Дмитрий и Кирилл поменяли ромбик на вензель с буквой Д в возрасте 14 лет, когда в спартаковской школе их посчитали бесперспективными. В «Динамо» они оказались к месту и ко времени. После отказа от португальских миллионеров в «Динамо» под руководством Андрея Кобелева собралась команда с юношеским задором, в которой Дмитрий и Кирилл закрывали фланги от своих ворот до чужих. За пять ярких лет Комбаровы выиграли бронзу-2008 и поучаствовали в квалификации Лиги чемпионов, после чего им захотелось большего, и летом 2010 года они вернулись в «Спартак».