Спустя десять лет с момента завершения своего первого «президентского срока» бывший глава «Зенита» Сергей Фурсенко возвращается в клуб на должность на должность председателя правления и президента. Чемпион СССР — 1984 Николай Воробьев входил в тренерский штаб «Зенита» при Властимиле Петржеле, Дике Адвокате, Лучано Спаллетти, видел своими глазами, каким был «Зенит» до прихода Фурсенко, во время его работы и после его ухода. Корреспондент «Спорта День за Днем» в разговоре с 57-летним специалистом сравнил прошлое с будущим и попытался выяснить необходимость существования «Зенита»-2.
Против Луческу было слишком много факторов
— На мой взгляд, возвращение Сергея Александровича — отличная новость, — считает Воробьев. — Безусловно, будет перестройка. Клуб станет более организованным и понятным. Более осмысленным будет усиление команды. Возникнет четкая линия развития клуба и команды.
— Максим Митрофанов покинул пост генерального директора. Можно ли сказать, что он не справился со своими обязанностями?
— Извините, про Митрофанова говорить не хочу, нет желания.
Фурсенко вернулся отдать еврокубковый долг
— Зато вы помните первый «срок» Сергея Фурсенко в «Зените», ведь были в тот момент в тренерском штабе команды. Что менялось, что ощущалось в клубе?
— Сразу было видно, что пришел амбициозный, трудолюбивый и работоспособный руководитель. Фурсенко своим примером заряжал и направлял всех окружающих — как работников клуба, так тренеров и игроков. У нас была повышенная энергетика, мы вместе стремились к выполнению больших планов.
— Первым же решением руководства «Зенита» после прихода Фурсенко стала отставка Мирчи Луческу. По-другому поступить было никак нельзя?
— Против румынского специалиста было слишком много факторов. Это и не лучший результат, и игра команды, и отношение к нему со стороны болельщиков. Сам Луческу тоже в этом виноват. Иногда позволял себе провокационное поведение. Нужно понимать, что когда ты представляешь такой клуб, как «Зенит», то должен держать себя в определенных рамках цивилизованного поведения.
— Но хоть что-то хорошее за год работы Мистера запомнить можно?
— Нельзя сказать, что было только плохое. Начало сезона было многообещающим. В сентябре проблескивала комбинационная игра, временами «Зенит» смотрелся очень интересно. Но с каждым месяцем все становилось хуже и хуже. Наверное, внутренние проблемы мешали команде развиваться в положительном направлении.
Философия и порядок «Зенита»-2 мне не понятны
Король раздевалки. Кто едет тренировать в Санкт-Петербург?
— Роберто Манчини все ближе и ближе к тому, чтобы возглавить «Зенит». Сергей Фурсенко хотел пригласить его еще в сборную России в 2012 году. Первый итальянец после Лучано Спаллетти сможет направить «Зенит» на победный путь?
— Я работал в «Зените» с несколькими иностранными тренерами из разных стран и с разными школами, работал с российскими специалистами. Из этого опыта сделал вывод, что не надо делить людей по национальностям. Все-таки в первую очередь надо оценивать профессиональные и личностные качества.
— То есть, вы не видите закономерности в том, что разные итальянские тренеры стали в этом сезоне чемпионами России, Англии, Италии и Германии?
— Просто это сильные тренеры сами по себе. Не зря же Антонио Конте пригласили в «Челси». Не случайно и Массимо Каррера появился в «Спартаке». До этого он успешно работал в «Ювентусе» и сборной Италии.
— Одна из причин, по которой критиковали «Зенит» в последние пару-тройку лет, — это отсутствие питерских воспитанников в составе. Есть ли в этом вина «Зенита»-2?
— «Зенит»-2 в общем-то создан недавно. И первое направление, когда начали играть ребята, только что окончившие академию, было правильным. Они должны были с каждым годом расти и прибавлять, но потом этот процесс почему-то был приостановлен. Стали набираться игроки из других городов, причем иногда даже возрастные футболисты. Для меня философия и порядок «Зенита»-2 в последнее время были непонятны.
— Руководство «Зенита» сохранит команду в таком обличье?
— В таком же — нет необходимости. Но если бы юные игроки набирались опыта в мужском профессиональном футболе и прогрессировали за счет этого, а потом приближались к главной команде и оказывали конкуренцию футболистам «основы», то «Зенит»-2 имел бы право на жизнь.
— Верите, что при Фурсенко в ближайшие годы в «Зените» снова появятся свои воспитанники?
— Планировать на несколько лет вперед — дело неблагодарное. Главное, чтобы футболисты, питерские они или нет, соответствовали уровню команды. Будут два питерца соответствовать — будут два играть в основном составе, будет шесть — значит, шесть. Но если таких игроков не будет, то никто играть не будет. Дело только в уровне подготовленности футболистов и их возможностях.
Аршавин заиграл только через четырнадцать месяцев
— Если бы в «Зенит» вернулся Андрей Аршавин, смог бы он стать для молодежи своеобразным символом, к которому нужно стремиться и пробиваться в первую команду?
— А кто им сейчас мешает? Я этого не понимаю. Как будто их кто-то мешает растить? Приходите и доказывайте, что вы способны играть в «Зените», как это делал Аршавин. У него все не было так уж сладко.
Мы начали привлекать Андрея буквально через несколько дней, как ему исполнилось 18 лет. И он постоянно тренировался с главной командой, а играл за «Зенит»-2. И только через четырнадцать месяцев, когда Юрий Морозов убедился, что Аршавин готов играть на таком уровне, не подведет команду и не упадет в психологическую яму, если вдруг что-то не получится, то поставил его в состав. И Аршавин сразу заиграл и стал игроком основного состава. Только через четырнадцать месяцев! Все это время он доказывал, что достоин шанса выйти на поле, на тренировках с «основой» и в играх «Зенита»-2.
Вячеслав Мельников: Новому руководству «Зенита» придется разбираться с целым комплексом вопросов
— Артем Дзюба в интервью рассказывал, что молодежь стала слишком нежной и даже не может ответить «старикам» на тренировках, не проявляет характер. Может пошло поколение изнеженных ребят, которые не прошли «дворовую школу»?
— Анализируя несколько случаев, прихожу к выводу, что в юношеском футболе не готовят к требованиям профессионального футбола. Поэтому когда молодой игрок сталкивается с огромной конкуренцией в основном составе, когда на каждой тренировке и каждом игровом моменте он должен быть сильнее и быстрее, демонстрируя свою пригодность, футболист теряется и не знает, что делать. И такое впечатление у меня возникло даже не год назад. Мы часто привлекали молодых игроков к тренировкам с «основой». И что они? Пришли, побегали, немного поиграли и пошли обратно.
— Как это исправить?
— Надо доходчиво объяснить игрокам разницу между юношеским, любительским и профессиональным футболом. В первых двух случаях футболист говорит себе «хочу» и «могу», а в третьем — «должен» и «обязан».
— А если немного подробнее?
— В юношеском и любительском футболе: хочу идти в борьбу — иду. Но в профессиональном молодой игрок должен и обязан идти в борьбу. Это самый простой пример, касающийся основных моментов игры. Молодой должен пахать и пахать.
— Представим «Зенит» уже в Лиге Европы на следующий сезон. Можно ждать достойного выступления?
— Если будет соответствующая игра. С той игрой, что мы видели в последних играх, ни о чем хорошем думать не приходится. Но если команда будет демонстрировать более быстрый, мобильный, организованный и нацеленный на атаку, без потери качества в обороне, футбол, то можно будет рассчитывать в еврокубках на многое.