• Не надо превращать наш футбол в Касталию

    Еще раз обсуждаем предложения Леонида Федуна

    20.12.17 16:34

    Не надо превращать наш футбол в Касталию - фото

    Фото: РИА Новости

    Уже почти неделю реформы, предложенные президентом «Спартака» Леонидом Федуном, активно обсуждаются в СМИ. Даже представители РФС и РФПЛ высказались относительно идей изменений. Специально для «Спорта День за Днем» в развитии темы поучаствовали бывший главный тренер сборной России Борис Игнатьев, экс генеральный секретарь РФС Анатолий Воробьев и экс нападающий «Андерлехта» и «Аякса» Дмитрий Булыкин, предложившие свои идеи по реорганизации российского футбола.

    1. К чему может привести идея сокращения чемпионата России до 14 команд и игра в две семерки весной?

    Игнатьев: Уменьшение количества команд премьер-лиги приемлемо. Нам не хватает качественных футболистов на 16 команд. Те, кто не обладает финансовыми возможностями, и кто только выходит из ФНЛ, вылетают в первый дивизион. Здесь ситуация как с лимитом на легионеров. Как только мы создадим конкурентоспособную среду, когда пойдет стабильный поток новых качественных игроков, мы можем вернуться к той системе, которая есть в РФПЛ сейчас. С сокращением в первой семерке повысится качество футбола и зрительский интерес. Конечно, вторая половина превратится в болото. У тех, кто наберет достаточно очков, пропадет мотивация к игре. Клубы второй половины нынешней таблицы будут противниками сокращения лиги. Но эти клубы не могут покупать Халка и Витселя, и даже ничья с топ-соперником благодаря «автобусу» им за радость. Однако им ничего больше не остается делать. Ресурсов не хватает для хорошей игры.

    Воробьев: Это путь тупиковый. Мы не Швейцария или Голландия, где это оптимальный вариант. Стратегия развития футбола в стране с проведением ЧМ и появлением новых стадионов, напротив, должна привести к расширению географии. Если мы не хотим видеть такую ситуацию, как в Южной Корее, где после мундиаля множество стадионов не заполняются, мы должны думать о регионах. Не только о Москве и Петербурге, но и других городах. Сокращение лиги — неприемлемый для России путь. Думаю, оптимальным количеством команд будет 18.

    Булыкин: В Европе проводятся чемпионаты по такому формату. Например, в Бельгии. Но это не путь для России. Мы не должны делать из нашего чемпионата первенство Москвы и области. УЕФА и ФИФА стараются развивать футбол во всех регионах. Россия должна брать с них пример. Есть много других способов, которые могут поднять интерес к игре в целом и в регионах. К сожалению, руководство пока не хочет ничего менять, хотя можно было бы уже начать поднимать российский футбол.

     

    2. Повысит ли популярность Кубка решение проводить матчи, начиная с 1/16 финала, на нейтральных стадионах ЧМ-2018, полуфиналы — в две встречи дома и в гостях, а финал турнира закрепить за «Лужниками».

    Игнатьев: Это не даст результатов по улучшению финансовой составляющей. Если приедут ЦСКА и «Зенит», то, конечно, в условном Саранске придет народ. Но если там будут играть «Балтика» и Орехово-Зуево, то вряд ли кто-то станет смотреть такой футбол. Идея рождает много организационных вопросов. Кто будет оплачивать дорогу? Какое финансовое усиление даст матч этому городу? Почему должен страдать болельщик, который хочет посмотреть игру своей команды на домашнем стадионе и не может поехать в другой город? Вот проведение финала в «Лужниках» — это отличная идея. По такой же аналогии в Англии Кубок страны проходит на «Уэмбли». Турнир от этого только выигрывает в престиже.

    Воробьев: Это более-менее приемлемо, нужно только посчитать, сколько матчей будет топовых. Сейчас в Кубке остался только «Спартак» из таковых. Поэтому матч, к примеру, «Уфа» — «Анжи» в каком-нибудь Волгограде не соберет значительную аудиторию. Даже игра Панама — Тунис на ЧМ в Саранске соберет гораздо больше народу. При проведении реформ нужно учитывать интересы не только топ-клубов. Иначе наш футбол превратится в своеобразную Касталию, как в произведении Германа Гессе. Там есть республика Касталия, где собирались магистры, но в конечном счете им было скучно между собой, и они пошли в народ. В коммерческом отношении увеличение количество матчей между «Спартаком» и «Зенитом», к примеру, это выгодная история. Но в погоне за деньгами мы можем окончательно угробить футбол в регионах.

    Булыкин: Есть логика в том, чтобы проводить матчи Кубка на качественных стадионах. Повысит ли это статус турнира? Поверьте, клубы РФПЛ и сейчас серьезно относятся к Кубку России. Просто представители ФНЛ тоже не дремлют и заслуженно обыгрывают серьезных соперников из премьер-лиги, которым порой тяжело играть на три фронта. Что касается финала в «Лужниках», то я против. Люди в разных городах должны видеть, что финал Кубка России — это большое шоу. А болельщикам наверняка будет интересно посмотреть другой город, увидеть новый стадион.

    3. Оправдано ли предложение привязать выплаты детским тренерам не к сумме трансфера воспитанника академии, а к его зарплате?

    Игнатьев: Второй дивизион — это фундамент нашего футбола. Там много клубов, где должны в обязательном порядке играть доморощенные игроки — по два выпускника академии на поле. Выплаты идут, как только эти игроки переходят из школы в команду. Предлагаю, чтобы платить необходимо было только за качество, а не за то, что мальчик просто есть. Если футболист действительно закрепляется в составе и через три года попадает в заявку не только потому, что это «обязаловка», — только тогда необходимо выплачивать за него деньги академии. Такой воспитанник будет полезен не здесь и сейчас, а станет перспективой для всего российского футбола. Качеству футболиста будет уделяться больше внимания, и школы перестанут думать: «Мы выпустили, заработали, а вы теперь мучайтесь». Это поможет выстроить целую вертикаль. Ведь подготовка футболистов в академии решает не только клубную цель, но и всероссийскую.

    Воробьев: Более правильно внести изменения в систему лицензирования клубов. Это рабочий инструмент контроля. Чтобы определенный процент от бюджетов клубов шел исключительно на развитие детско-юношеского футбола и на зарплаты тренеров, и чтобы не тратились средства на покупку легионеров. Для участия клубов в той же РФПЛ, нужно установить пороговые значения по зарплатам детских тренеров. Министерство спорта, когда дает аккредитацию региональным федерациям, должно обращать на это внимание. Чтобы тренер получал не 5000-7000 рублей, как сейчас, а чтобы ставка была не меньше 10000-15000 рублей.

    Булыкин: Определенные выплаты для академий и без того существуют. Важно навести порядок на трансферном рынке и сделать его прозрачным, как в Европе. Агентский процент должен составлять не более десяти процентов! Тогда все станет чисто и разумно, а не то, что творится сейчас при переходе некоторых футболистов. Думаю, это реальная задача. Переход Неймара из «Барселоны» в ПСЖ? Футболист сам себя выкупил, здесь все чисто. У нас же игроков сначала покупают за большие деньги, а потом они вдруг уходят в другой клуб бесплатно… Чувствуете разницу? От «работы под столом» хочется уйти.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»