В четверг «Радио «Зенит» посетил лучший бомбардир в истории российского футбола. Александр Кержаков — частый гость на Кронверкской улице и в студии чувствует себя очень легко. Обозреватель «Спорта День за Днем», наблюдавший за футболистом через стекло, находясь в аппаратной, не без зависти отмечал, с какой легкостью нападающий отвечает на вопросы болельщиков, успевая шутить. «Саня — ты лучший», — зачитывает ведущий одно из СМС-сообщений, подписанное Андреем. «Так он мне это сегодня на тренировке говорил», — тут же парирует Кержаков, видимо, имея в виду своего партнера по «Зениту» Аршавина. «Чтобы не возникло путаницы, этот Андрей подписал, что ему 50 лет», — отвечает ведущий. И так на протяжении часа. Очевидно, что главная надежда сине-бело-голубых в атаке подходит к матчу с «Рубином» в приподнятом настроении и во всеоружии. «Спорт День за Днем» публикует наиболее интересные ответы Кержакова.
О различиях между Спаллетти и Виллаш-Боашем
— У нового тренера немножечко другие взгляды на футбол, другая школа, тренерская мысль. Мы замечаем эти изменения, потому что тренировки стали и короче, и интенсивнее. Когда приходит новый тренер, приводит новый штат, они стараются наладить атмосферу, добавить эмоций. Команда была выжата в этом плане, морально находилась не в лучшем состоянии. Так что первое, с чем должен справиться тренер, — с налаживанием атмосферы. Мне кажется, что у Андре Виллаш-Боаша это получается. Что касается тактического анализа, то его стало больше. На моем футбольном веку менялось много тренеров, и я бы не стал спустя столь короткое время делать какие-то выводы. С предыдущим наставником в первое время тоже все было хорошо, а потом оказалось, что он немного двуличный человек. За новым тренером я подобного пока не замечаю, надеюсь, так будет и дальше. Виллаш-Боаш справедлив и не строг.
Об испанском языке
— Знание языка мне в какой-то степени помогает. Но хотел бы отметить, что я могу спокойно поговорить на какие-то футбольные темы, но не более того. Примерно так же я понимаю и английский, поэтому никаких проблем в том, чтобы пообщаться с Виллаш-Боашем, нет. Он подходил ко мне, мы поговорили о каких-то не очень серьезных вещах, чисто фразы для поддержания атмосферы. То есть он пытался наладить контакт со мной, как и со всеми остальными игроками.
О возрасте Виллаш-Боаша и Семака
— Главное не возраст, а профессионализм тренера. Да, португалец не много старше некоторых футболистов (на пять лет старше самого Кержакова. — «Спорт День за Днем»), но лично я ничего особенного не ощущаю. Для меня он — главный тренер. Существует некая дистанция, которую я не могу нарушать по этическим соображениям. Конечно, непривычно, когда ты с кем-то играешь, а через полгода он становится главным тренером, как это было с Семаком. Но все понимают, что существует субординация, которую нельзя нарушать. Если он позволяет называть себя не на «вы», а на «ты» — это одно. К Сергею в личных беседах мы обращались просто: «Богданыч», а в каких-то ситуациях на тренировках — на «вы». Человек выиграл в 1/8 финала Лиги чемпионов у «Боруссии» — теперь в его тренерской копилке есть такой результат. Надеюсь, у него все получится.
О надеждах
— Если говорить о нынешнем сезоне, то надежда исключительно на самих себя. Будем побеждать — добьемся того результата, к которому стремимся. Если говорить о глобальном развитии футбольного клуба «Зенит», то нужно не бояться вводить новые технологии, совершенствоваться. Нужно больше времени уделять детским футбольным школам, воспитывать своих футболистов, чтобы потом гордиться ими.
О чемпионате мира в Бразилии
— Сейчас в голове «Зенит», его победы в чемпионате России, стремление завоевать звание чемпиона. Чемпионат мира еще не скоро, мы помним о нем, но «Зенит» на первом месте. Если вспоминать 2002 год, то за два месяца до его начала я не представлял, что окажусь там. Тогда это было чем-то сверхъестественным, призом за что-то. Спасибо Олегу Ивановичу Романцеву за это. С чем ассоциируется Бразилия? Статуя Иисуса Христа, пляжи, карнавалы, футбол.
О Фабио Капелло
— Он создал в сборной хорошую атмосферу. Плюс ребята — у нас нет разделения на возрастные категории, все живут одной целью. Одну мы достигли — попали на чемпионат мира. Все дружны, все общаются, никакого разделения по клубным предпочтениям. Капелло — это топ-тренер с мировым именем, он монументальный человек. Когда он говорит — неважно что, как, — ты чувствуешь определенную энергию. Он многого достиг, работал со звездами. Это по-хорошему футбольная глыба.
Об атмосфере на стадионах
— Классно, когда на стадион приходит столько болельщиков, как в Дортмунде. Они поют, поддерживают свою команду на протяжении всей игры. Но у нас на «Петровском» не хуже, просто меньше народа ходит. Дай бог, побыстрее построят новый стадион, и у нас будет примерно такая же атмосфера. Лично я не могу вообразить, как при такой атмосфере можно проиграть. Качественная шумовая поддержка придает тебе дополнительный стимул. После чемпионата мира с удовольствием расскажу, какая обстановка на стадионах в Бразилии.
О чемпионате России
— Для болельщиков сезон, наверное, получается интересным, но чего-то феерического я не вижу. Всем интересно смотреть за борьбой клубов, на игры за «шесть очков». При этом я бы не сказал, что качество премьер-лиги из года в год улучшается. Видно, что преобразился «Локомотив», и я это связываю с приходом нового тренера. В сборной ребята из «Локомотива» рассказывают, что изменилась атмосфера, что Кучук — тренер-мотиватор. Но в борьбе за чемпионство все по-прежнему зависит от нас.
Об идеальном составе «Зенита» за последние десять лет
— На скорую руку вряд ли скажу. Тренер — Морозов. Вратарь — Малафеев. Полевые игроки: Аршавин, Денисов, Быстров, Кержаков, Овсепян, Кобелев, Радимов, ну и еще трое — на ваш выбор (улыбается).
Об Эрике Хагене
— Подкуп судьи? Я не знаю, как это комментировать. Хагена я помню как защитника, как человека, который все время засовывал за губу траву. А теперь, видимо, он ее ест — все, что намял за эти годы, теперь жует (по всей видимости, имеется в виду снюс — жевательный табак, легализованный в Швеции и Норвегии. — «Спорт День за Днем»). Я не знаю, что за бред он имеет в виду. Пусть приедет и расскажет, мне самому интересно.
О собственной школе
— Дети в Кингисеппе играют «в Кержакова»? Главное, чтобы они играли в футбол (смеется). Что касается школы, то все немного затихло, причины мне неизвестны. Желание не пропало и не пропадет, пока я не осуществлю эту идею. Но есть загвоздки. Надеюсь, это услышит тот, кто должен, и выйдет со мной на контакт. Мой номер телефона у них точно есть.
О спорах
— Отращу ли я усы, если выиграем чемпионат? Я же не Спаллетти! Зачем это делать? В молодости мог бы сделать что-то эдакое на спор. А сейчас я папа, должен быть примером (улыбается).