С футболистом дюссельдорфской «Фортуны» Дани Шахином, ставшим открытием старта немецкого чемпионата, я познакомился пару месяцев назад при весьма комичных обстоятельствах...
Тогда Дани выступал еще за «Гройтер Фюрт», и после одного из матчей я беседовал с полузащитником сборной Казахстана Генрихом Шмидтгалем. Родившийся в Казахстане, но проживший почти всю жизнь в Германии Шмидтгаль жаловался на недостаток практики в русском языке. «Вот разве что с ним можно по-русски поговорить», — сказал Шмидтгаль, указав на одноклубника с типично арабской внешностью. Услышав, что мы говорим о нем, Дани подошел ко мне и на чистом русском поздоровался и начал разговор. На мой недоуменный вопрос он ответил: «Так русский мой родной язык, я же украинец… Ну хорошо, не совсем — наполовину украинец» — и рассмеялся. После матча 1-го тура бундеслиги с «Аугсбургом», в котором Шахин сделал дубль, мы пообщались вновь.
— Я действительно родился в Донецке, — рассказал Шахин. — Моя мама из России, папа из Ливана. Папа учился в Донецке, там-то родители и познакомились. Но когда я родился, мы уехали в Ливан.
— Подождите, мама из России или с Украины?
— Я немного запутался, ведь раньше, в советские времена, на Западе всю вашу страну называли Россией. Я это имел в виду. Я ведь родился еще в СССР, в 1989 году. Но это было в Донецке, на Украине, так что я наполовину украинец (смеется).
— Ваша семья уехала из Донецка, когда вы были еще ребенком, откуда же такое хорошее знание русского?
— Русский — мой родной язык, и в семье все мы говорим между собой на этом языке.
— В Донецке с тех пор не бывали?
— Пока нет, но очень хочу побывать на своей родине. Хотелось бы увидеть и Донецк, и Киев, и Харьков, откуда родом моя подруга. Интересно было бы и в России побывать. Много рассказывал мне об Украине и России мой нынешний одноклубник Андрей Воронин. Он отличный футболист, я уже на первых тренировках отметил, что у этого парня много чему можно поучиться. Знаю, что в «Баварии» играет еще один украинский футболист — Анатолий Тимощук, но лично с ним пока не знаком.
— Если будете так же играть, как в первом матче этого сезона, то, возможно, получите предложение играть за сборную Украины?
— Ох, об этом рано думать. Я ведь только дебютировал в бундеслиге, хоть и удачно. Украинский футбол, как вы понимаете, мне небезразличен. Во время Евро я с особым интересом следил за играми этой сборной. Я играл за юношескую сборную Германии (в 2009 году Дани даже сыграл за сборную U-20 на чемпионате мира. — «Спорт»), но если заслужу и получу предложение с Украины, то буду очень рад.
— Как давно вы в Германии?
— Когда мне было шесть лет, родители переехали в Германию, вначале мы жили в Люкенвальде, там я и начал заниматься футболом, потом играл за юношей в Котбусе, а затем мы переехали в Гамбург. Родители там и сейчас живут, а я играл за вторую команду Гамбурга, потом за дрезденское «Динамо», «Гройтер Фюрт», и вот теперь в «Фортуне».
— Прошлый сезон в «Фюрте» получился у вас не очень удачным. Вы нечасто появлялись на поле…
— Год на год не приходится. Ранее я полгода провел в аренде за «Динамо» (Дрезден) и там забил за 12 игр 9 голов. Вернулся в «Фюрт», но так получилось, что в прошлом сезоне играл не много. Но у команды все складывалось хорошо, мы с самого начала лидировали, и у тренеров не было повода менять состав. Такое бывает в футболе. Надеюсь, что в Дюссельдорфе все сложится более удачно.
— После такого начала тренеры будут вам больше доверять?
— Чувствую, что наш тренер Норберт Майер рассчитывает на меня. Он часто со мной беседует, поясняет, что и как нужно делать на поле. Для нас, молодых, внимание тренера важно и полезно. В первом туре в «Аугсбурге», конечно, все получилось как нельзя лучше. Я провел на поле всего полчаса, но забил два гола, неожиданно оказавшись в центре внимания. Это был один из лучших дней в моей жизни пока, а уж в карьере — точно. Надеюсь, что таких дней в этом сезоне еще будет немало.
Германия