— Кажется, что это никогда не закончится. Куча ожиданий перед крупными турнирами, подкрепленных сладкими обещаниями наших спортивных чиновников, а на выходе пшик.
Унизительное 11-е место на зимних Играх в Ванкувере, футбольный Евро-2012, после которого президент РФС Сергей Фурсенко вдруг осознал, что не может больше рулить нашим футболом. Виталию Мутко тоже сейчас живется несладко. Наобещал перед Олимпиадой 20–30 золотых медалей, но пока, кроме «президентского» дзюдо, их нигде нет (пишу эти строки перед финалами в спортивной гимнастике и фехтовании). «Ребята борются, ничего страшного не происходит. Олимпиада ведь только началась», — пока хорохорится Виталий Леонтьевич. Где-то мы это уже слышали. Ах да, в Ванкувере. Тоже зимняя Олимпиада все начиналась, а потом раз — и закончилась. Посчитали медали и прослезились. «А что я могу сделать всего за год в такой системе управления спорта, которая сложилась в России. Только в октябре 2009 года Министерство спорта получило все возможности для работы», — оправдывался Мутко, едва сойдя с трапа самолета из несчастливого Ванкувера. Ему поверили. Сейчас такая отмазка уже не прокатит. Да и слишком опасно оставлять руководителя-неудачника перед домашними Играми в Сочи. Там проигрывать уже нельзя.
Летом 1996 года у Мутко было два варианта продолжения карь еры: либо руководить Регистром флота (Виталий Леонтьевич заканчивал Ленинградский институт водного транспорта), либо стать президентом «Зенита», который тогда был никаким. Он сделал выбор в пользу сине-бело-голубых, хотя имел смутное представление об игре номер один. С «Зенитом» дело выгорело. Питерский клуб не купался в деньгах, но тем не менее взял Кубок России и две медали (бронзу-2001 и серебро-2003). Но одно дело рулить футбольным клубом, а совсем другое — спортом в не самой маленькой стране. Похоже, эта ноша оказалась карьеристу Мутко не по силам. Количество «не наших» видов не только не сокращается, но и стремительно растет. Плавание пребывает в глубоком кризисе, не блещут стрелки, в академической гребле наши представлены всего в двух видах из четырнадцати, а в велоспорте медали берет только Ольга Забелинская, уже давно живущая на Кипре. Наверняка возьмут медали борцы и легкоатлеты. Но они и раньше выручали на Олимпиадах. Причем здесь Мутко? Пожалуй, у нашего министра спорта есть только одно достоинство. Он охотно идет на контакт с прессой, снимая телефон даже на незнакомые номера. Вот только одними разговорами сыт не будешь. Лучше построить в Петербурге канал для гребного слалома, чтобы Марта Харитонова не моталась постоянно по заграницам. Тогда, глядишь, из Рио-де-Жанейро наша спортсменка привезет медаль, а не получит в финале шесть секунд штрафа.