(Фото: РИА «Новости»)
Петербург ждет, кого следующего купит «Зенит». Ясно, что состав команды нуждается в усилении, но надо ли снова удивлять весь мир громкими покупками? Есть и еще один путь — собирать игроков по другим командам премьер-лиги, как это делает «Спартак», нынешний лидер. Но корректна ли такая практика? Ответы на эти вопросы ищут эксперты «Спорта День за Днем» — экс полузащитник «Зенита» Александр Канищев, бывший гендиректор питерского клуба Илья Черкасов и известный агент Шандор Варга.
1. Спаллетти сказал, что нужны только два защитника, при том что слухи отправляют в «Зенит» Дамиао и Пьянича и еще целый ряд игроков на все возможные позиции. Верите ли вы, что «Зенит» действительно ограничится лишь двумя приобретениями?
Канищев: Это надо у Миллера спросить! В прошлом году «Зенит» уже проявил себя, купив Халка и Витселя. Надо было еще в этом году побороться с «Реалом» за Бэйла (улыбается). Какой-нибудь невыход из группы, и утрата еще ста миллионов. «Зениту» нужно в каждую линию минимум по два футболиста. Ненормально, когда Тимощук играет крайнего защитника!!! Видимо, кроме него, некому заполнить брешь справа, что говорит о «хорошей» селекционной работе. Халк должен был отдать десять передач в матче с «Норшелландом», а Кержаков иметь десять моментов. Мы же увидели полтора момента, и еще хорошо, что попали в «клетку». Если «Зенит» купит защитника «Рубина» Ансальди, то это будет хорошее приобретение. Если, конечно, за него не заплатят сто миллионов (смеется). Называют шесть миллионов? Он стоит таких денег. Из защитников-россиян, которые могут усилить «Зенит», я бы назвал Тараса Бурлака и Максима Беляева из «Локомотива». И не надо бороться с «Анжи» за Алексея Козлова!
Черкасов: На мой взгляд, когда в линии полузащиты одновременно выходят игроки уровня Семака, Денисова, Зырянова, Тимощука и Аршавина, которые уже на сходе, то помимо хронических проблем в защите проблемы в полузащите также вырисовываются в ближайшей перспективе достаточно очевидно. А что касается атаки, то в команде как не было разнообразных нападающих, так и нет. Если исходить из тех задач, которые время от времени «Зенит» декларирует, то в обойме надо иметь четыре-пять нападающих топ-уровня, чтобы в плей-офф Лиги чемпионов выглядеть достойно, я уже не говорю о том, чтобы стабильно туда попадать. Что касается кандидатуры Ансальди, то оборону питерцев сейчас усилит любой более-менее квалифицированный защитник. Раз в ней сейчас находится место игрокам типа Нету и Родича, то и вариант с Ансальди замечательный.
Варга: Согласен с тем, что говорит Спаллетти. Видел последнюю игру «Зенита» в Лиге чемпионов, где Тимощук играл правого защитника. Это не лучшая позиция, на которой его можно использовать. Поэтому в защите питерцам действительно нужно усиление. А в остальном у команды все есть. Очень рад был видеть на поле Аршавина, он очень старается, пока не все получается, но Андрей пытается проявить свои лучшие качества. Что касается Ансальди, то это неплохой вариант, но я думаю, что можно найти получше, если поискать хорошо. Особенно за пределами российского чемпионата. Еще один вариант — рискнуть и взять кого-то из молодых, того же Ходжаниязова, чемпиона Европы в составе сборной России 1996 года рождения.
2. Обретут ли Игорь Семшов и Дмитрий Торбинский второе дыхание в своих новых командах, «Крыльях Советов» и «Рубине» соответственно?
Канищев: Если бы мне платили такие деньги, я бы обрел и третье дыхание (смеется). Семшов еще поиграет. Сложно сказать, в какой он сейчас форме, а так футболист отличный. Есть шанс заиграть и у Дмитрия Торбинского. Любая смена обстановки всегда провоцирует на некий прогресс. Хотя бывает и регресс. Но думаю, Торбинский должен заиграть. Просто иногда хозяева клубов мешают играть футболистам — дают такие деньги, что им тяжело «носить рюкзак» на поле. Сложно заставить себя работать, когда сыт по горло.
Черкасов: Боюсь, что нет. Семшов уже на уходе. Он несомненный лидер, а если у него быть лидером не получается, то он сразу сникает. В «Зените» он именно по этой причине и не прижился. И если к этой проблеме добавить серьезный футбольный возраст, то перспективы Семшова я оцениваю крайне невысоко. Торбинский же мне как игрок особо никогда и не нравился, он брал в какой-то период своей задорной безбашенностью. А как только наступил легкий спад, то вернуться на прежний уровень он так и не смог. И его звездный карьерный момент на Евро-2008, когда он забивал голландцам, так и остался моментом.
Варга: Думаю, да. В обеих командах очень опытные тренеры Гаджи Гаджиев и Курбан Бердыев. Если они приглашают этих игроков, однозначно к ним будет доверие и мудрый подход. И Семшов, и Торбинский — классные футболисты. Оба должны еще себя проявить. Даже возраст Семшова меня не смущает. Мы видели, какой сезон почти в сорок лет выдал Райан Гиггз, да и вообще примеров возрастных игроков много.
3. Считаете ли вы порочной практику ослабления одних клубов другими? Можно ли сказать, что по этому пути пошел «Спартак», купив Глушакова и Озбилиза?
Канищев: «Спартак» ведь не забирает игроков бесплатно, как это было в советские времена. ЦСКА забирал в армию талантливых пацанов, а киевское «Динамо» брало игроков из других украинских команд. Сейчас все происходит только по договоренности. Это скорее бизнес, чем ослабление конкурента. Все эти переходы — прокручивание большой денежной массы. Если игрок не хочет переходить, его же никто не заставляет. Или «Кубань» могла отказаться продавать Озбилиза, выставив за него неподъемную сумму.
Черкасов: Не порочная — любая легитимная практика. Украшает ли это наш чемпионат, повышает ли качество и зрелищность — лучше спросить у РФС. Если они решат эту практику как-то ограничить, потолками зарплат или лимитом на трансферы, значит, она станет нелегитимной и порочной. Пока же такая практика общепринята в Европе и в мире, все так живут и работают.
Варга: Такая практика нормальная. Но это такой двойной удар: ты усиливаешь собственную команду и одновременно ослабляешь противника. Это мудрые решения, тем более если идет разговор о российских игроках. Считаю, что это правильная тенденция, и обижаться не на что. Потому что если игрок счастлив в своем клубе, он из него не уйдет. Так что вопросы здесь к тем клубам, из которых футболисты уходят, — почему они такое допускают.