После покупки Йоана Молло конкуренция в «Зените» на флангах атаки закручена до предела. Теперь Мирча Луческу будет выбирать как минимум из четырех примерно равных по классу футболистов — Александра Кокорина, Роберта Мака, Олега Шатова и французского новичка из «Крыльев Советов». В распоряжении главного тренера есть еще Лука Джорджевич и Мигель Данни, восстановившийся после третьей в карьере травмы крестообразных связок правого колена. Но на черногорца Луческу, похоже, не рассчитывает всерьез как на игрока основного состава, а Данни нужно подпускать очень аккуратно. Исходя из слов румына, можно сделать вывод, что он сейчас видит португальца скорее сменщиком Виктора Жулиано в центре. В общем, пока остановимся на четырех кандидатах на фланги атаки. Какие преимущества дает каждый из них? Попробуем разобраться при помощи имеющейся статистики игроков в первой части чемпионата России: Молло — в «Крыльях Советов», и Кокорина, Мака и Шатова — в «Зените».
Начнем разбор с основных статистических показателей. Молло в первой части сезона забил больше зенитовцев — 5 голов. Правда, дважды с пенальти, которые зарабатывали его партнеры. При этом француз ни разу не отличился на выезде, попадал в цель только в Самаре. В любом случае восемь баллов Йоана по системе «гол плюс пас» заслуживают уважения, так как в «Крыльях Советов» забивать и ассистировать значительно сложнее, чем в «Зените». В среднем Молло требовалось 134 минуты на результативное действие. У Шатова и Мака примерно одинаковые с ним цифры, лишь чуть-чуть лучше: 122 и 131 минута соответственно. Кокорин здесь заметно отстает от конкурентов — 275 минут. Едва ли Луческу занимался такими подсчетами, но тренер, вне всяких сомнений, ждет от Кокорина другой эффективности.
Следующий пункт — удары. Как видим из статистики, в большей степени на чужие ворота нацелены Молло и Мак. Йоан в принципе умеет неплохо пробить, к тому же самарская команда при Франке Веркотерене иногда атаковала столь малыми силами, что и выбора у француза, кроме удара, не оставалось. Молло примерно с одинаковой регулярностью чередует удары из пределов штрафной и из-за штрафной. А вот Мак почаще лупит издали, в отличие, кстати, от Кокорина с Шатовым, которые предпочитают атаковать с более близкой дистанции. Француз довольно-таки точен: даже чуть чаще, чем в половине случаев, он попадал в створ ворот. Зенитовцы ему в этом смысле уступали, особенно Шатов. Интересно, что выстрелы Кокорина очень редко блокируются соперниками. Очевидно, Александр хорошо чувствует момент, когда стоит не бить по воротам, а выдержать паузу. Вот только точность у российского снайпера оставляет желать лучшего.
Посмотрим на игру в пас флангов атаки «Зенита». По количеству ключевых передач, то есть таких передач, после которых партнеры наносят удар по воротам, заметно впереди Молло и Шатов. Насчет экс-самарца и удивляться-то нечему, ведь созидательный футбол «Крыльев Советов» во многом был завязан на французе. Зато отрыв Шатова поражает, учитывая критику со стороны Луческу в адрес Олега. Может, Мистер на самом деле недоволен попытками Шатова усложнять игру, делать необязательные передачи? Все-таки если взглянуть, сколько Олег выполняет передач в среднем за 90 минут, то и здесь он в два раза превосходит Мака с Кокориным. Естественно, и Молло серьезно отстает от Шатова, но это объяснимо: «Крылья Советов» просто не владеют мячом столько, сколько петербургская команда. К слову, лидером «КС» по количеству передач был другой новичок «Зенита» — Ибрагим Цаллагов (46 пасов в среднем за 90 минут).
Еще немного цифр, так или иначе касающихся действий полузащитников в атаке. Молло вроде как не очень высокий игрок, однако он достаточно часто и довольно успешно вступал в верховые единоборства. Выигрывал борьбу почти в половине случаев. Видимо, насыщенный борьбой французский футбол закалил Йоана. Логично, что лидирует тут Кокорин, тогда как Мак, чей рост всего 172 см, практически бесполезен на «втором этаже». В дриблинг Молло пускается очень часто, остальные вингеры ему в этом смысле не конкуренты. Из трех попыток две проходят: работа с мячом — сильный козырь Йоана. Мак и Шатов тоже умело разбираются с соперником один в один, а вот Кокорину обыгрывать тяжелее. Молло в «Крыльях Советов» вынужден был смелее брать игру на себя, рисковать, отсюда и большое количество потерь — 5,4 в среднем за 90 минут. Правда, и у Шатова в «Зените» такие же цифры, а это точно не поддерживал Луческу. Мак с Кокориным допускают существенно меньше потерь мяча.
Атака атакой, но и при обороне от фланговых игроков требуется громадная работа. Как раз по статистике отборов и перехватов мяча Молло уступает своим новым конкурентам, несмотря на то что, по идее, игроки «Крыльев Советов» должны были проводить намного больше времени в защите, нежели зенитовцы. У француза сумма этих двух показателей не дотягивает до единицы, тогда как, например, у Шатова — 2,2. Вообще Олег — пример работоспособности флангового полузащитника. Существует мнение, что благодаря своей высокой подвижности наиболее полезен в обороне из зенитовских «крайков» Мак, но имеющиеся данные не подтверждают этого. Лидер — Шатов. Помимо того, бросается в глаза, что Мак эффективнее при перехватах, а Кокорин — в отборе. Очевидно, это связано с тем, как они предпочитают защищаться: Кокорину комфортнее сразу вступать в отбор мяча, не выжидая позиционно, зато Мака не нужно упрашивать лететь со всех ног назад для помощи защитникам и закрывать зоны.
На кого же сделает ставку Луческу? Перспективы Шатова при румынском тренере пока под вопросом — слухи о попытке «Зенита» обменять Олега в «Краснодар» появились, похоже, не на пустом месте. Молло свой шанс обязательно получит. Некоторые его цифры завораживают, но если француз не сможет соответствовать динамике игры «Зенита», работать по-настоящему на команду и пахать при обороне, то ему не выиграть конкуренцию у Мака и Кокорина. Впрочем, возможно, в распоряжении Луческу появится еще один вингер. Время для сделок на рынке есть. А игрока, который по результативности готов был бы заменить проданного летом в Китай Халка, «Зенит» до сих пор не нашел.