В числе клиентов уроженца России Дмитрия Селюка — самый высокооплачиваемый футболист английской премьер-лиги ивуариец Яя Туре и еще целый ряд игроков, небезуспешно выступающих в Европе. Корреспондент «Спорта» дозвонился Селюку и расспросил его о многочисленных клиентах, дружбе с Газзаевым, Семиным и Лобановском и любви к «Зениту».
Адвоката не жалую
— Дмитрий Дмитриевич, сейчас вы один из ведущих футбольных менеджеров в Европе. А как все начиналось?
— Первым моим клиентом стал Желудков. Я помог Юре оформить переход из «Зенита» в «Маккаби» Нетанья. На дворе стоял 1991 год. Выбил для него вполне пристойную по тем временам зарплату — больше 100 тысяч долларов в год.
— Следующим игроком «Зенита», переговорами о переходе которого вы занимались, был Андрей Аршавин?
— Да, у меня были дружеские отношения с тогдашним президентом «Барселоны» Жоаном Лапортой. Он и уполномочил меня провести переговоры с «Зенитом» относительно приобретения Андрея, которого я лично знал еще с тех времен, когда команду тренировал Юрий Морозов. Жаль, что в итоге владельцы питерского клуба не захотели продавать Аршавина — у Андрея ведь была детская мечта играть за «Барселону». Что произошло потом, вы и сами знаете…
— Лучший бомбардир чемпионата России 1999 года Георгий Деметрадзе оказался в «Алании» с вашей подачи?
— Нет, с подачи Газзаева. В 1997 году я организовал Жоре переход из тбилисского «Динамо» в «Фейеноорд». За команду из Роттердама Георгий выступал на правах аренды. Валерий Георгиевич его увидел в Голландии, сразу захотел взять в «Аланию». В «Фейеноорде» Жора зарабатывал 10 тысяч долларов в месяц. Во Владикавказе Деметрадзе улучшили финансовые условия, а он отплатил за это сторицей. За второй круг российского первенства забил 14 голов — это в 15 матчах. А в следующем сезоне наколотил 21 мяч в 28 играх. Киевское «Динамо» покупало его в 1999 году за три миллиона долларов, а «Реал-Сосьедад» в 2001 году выложил за Жору уже пять миллионов.
— Проблемы Деметрадзе с грузинскими правоохранительными органами стали для вас неожиданностью?
— Жора — футболист, а не рецидивист. Просто в Грузии такие законы: если ты постоял рядом с «вором в законе», то можешь сесть. Я сейчас пристально слежу за развитием событий, касающихся этого.
— У вас, кстати, было много судов с футболистами?
— Ни одного! У меня ведь ни с кем из ребят не подписаны агентские соглашения. Все основано на доверии. И я еще ни копейки не взял с футболистов — даже не претендую на отчисления с их зарплаты. Если кого-то из игроков не устраивает сотрудничество, он может уйти в любой момент.
— С клубами судились, защищая своих клиентов?
— Конечно. У нас было более пятнадцати судов. Я спокоен и мягок до момента, пока кто-то не надумает обмануть меня или моих ребят. Как только человек решит, что может меня надуть, у него сразу возникают серьезные проблемы. Я работаю с лучшим спортивным адвокатом в Старом Свете — человек пятнадцать лет возглавлял в ФИФА комитет по спорам.
— С вашей подачи Деметрадзе судился с Федерацией футбола Украины — с требованием снять ограничение лимитов на легионеров?
— Вы знаете, что в странах Западной Европы не только граждане ЕС не являются легионерами, но и африканцы? Несколько лет назад они пошли в суд, подняли вопрос о правах человека и выиграли дело — их перестали считать иностранцами. Сначала это сделали в Швеции, затем в Дании. Дальше продавили это решение по всему Евросоюзу. Имели на это право, ведь каждый человек вне зависимости от национальности имеет право на труд. Думаю, если бы африканцы пошли в российский суд с этим же вопросом, они тоже бы выиграли дело. Оговорюсь, что я, правда, не знаком с нюансами правовой системы в России. Но сейчас речь не об этом. А о том, что в Испании легионерами не считаются ни европейцы, ни африканцы.
— Зато существуют ограничения на южноамериканцев.
— Здесь тоже есть куча лазеек: многие бразильцы и аргентинцы имеют португальские или итальянские паспорта и де-юре считаются гражданами Евросоюза. При этом сборная Испании является действующим чемпионом мира и Европы. Почему на результатах этой команды не отражается лимит на легионеров, а на сборной России отражается? Странная позиция в этом вопросе Дика Адвоката. Когда он был тренером «Зенита», он был ярым противником лимита. А сейчас, когда возглавил сборную, начал активно ратовать за него. Я считаю, что лимит на легионеров — это неимоверная глупость и близорукость руководства российского и украинского футбола. Впрочем, я прекрасно понимаю, откуда здесь растут ноги.
— И откуда же?
— В России и на Украине кое-кто лоббирует интересы футболистов, чтобы они получали миллион и стоили пять миллионов. А если бы не было лимита на легионеров, такой игрок стоил бы три копейки и упрашивал бы, чтобы ему дали тысячу долларов в месяц. Отсюда, кстати, идут и многие беды. Не было бы такого подхода, у клубов изрядно уменьшилась бы зарплатная ведомость и не было бы таких историй, как с «Сатурном» и «Амкаром».
— Лимит нужно отменить?
— Как минимум ослабить. Ведь даже в Англии под ограничения не попадают футболисты, которые регулярно привлекаются под знамена своих сборных. Сейчас все квалифицированные россияне играют или в Москве, или в Питере, или в Казани. А где «Сибири» набрать квалифицированные кадры с русским паспортом? Хоть убей, не могу понять: почему в Италии румын не является легионером, а в России Алиеву вынуждены справлять российский паспорт? Почему украинец считается в России легионером, хотя все заявляют о крепкой дружбе между этими странами? Кстати, взгляните и проанализируйте результаты сборных. С ужесточением лимита ни Украина, ни Россия не попали на чемпионат мира.
— В 2018 году Россия на мундиале точно сыграет.
— Шутку оценил. Если же говорить о нынешней сборной, то я не в восторге от Адвоката. Не понимаю, почему выступавший за донецкий «Металлург» Яя Туре учил русский язык и до сих пор со мной общается преимущественно на «великом и могучем», а Адвокат на русском не говорит. Принял Бельгию, предложили больше денег — поменял ее на Россию. Подчеркну, что я сейчас не говорю о Дике как о тренере. При этом я не думаю, что Адвокат — тот наставник, который сможет добиться чего-то серьезного со сборной России. Тренер сборной — это человек, который видит игроков за пару дней до матчей. Его главная миссия — сплотить и мотивировать футболистов. С каждым нужно поговорить, знать внутреннее состояние подопечных. Как Дик может мотивировать игроков, если русского языка не знает? По-английски, что ли?! Он ведь не знает тонкостей русской души.
— Отто Рехагель знал все тонкости греческой души, когда выиграл с греками чемпионат Европы?
— Этот пример — исключение из правил. Потому что за всю историю чемпионатов Европы и мира Рехагель оказался единственным тренером-иностранцем, который выиграл турнир. Да и то, так выиграл, что все плевались. Все команды становились чемпионами мира с местными наставниками. Дель Боске, может, не самый выдающийся тренер, но он и в «Реале», и в сборной Испании сумел создать нужный микроклимат в команде. Он там как папа для всех. Адвокат вряд ли является папой для игроков сборной России. А игра в Воронеже против бельгийцев — это же просто позор!
Суарес не говорил, что не поедет в «Зенит»
— В зимнее межсезонье в России стоит ждать громких переходов?
— Только в России их и можно ждать. Пять российских клубов и три украинских могут позволить себе организовать какой-то громкий трансфер. В большинстве же клубов Западной Европы денег на серьезные приобретения не хватает. Конечно, такие гранды, как «Барселона» или «Реал», всегда найдут средства на нужного игрока. Но средние клубы сейчас переживают нелегкие времена. «Барса» ныне больше озабочена пропажей семидесяти миллионов евро в эпоху правления Лапорты. У клуба даже возникли вопросы к Жоану по этому поводу.
— Вы уже много лет живете в Барселоне. Сине-гранатовым принадлежит белорус Александр Глеб, который в прошлом году разорвал контракт со своим агентом Николаем Шпилевским. С Глебом не было мыслей сотрудничать, раз он «освободился»?
— Мне Саша неинтересен. У него в контракте с «Барселоной» прописана заработная плата четыре с половиной миллиона евро. Нетто. Прибавьте еще 24 процента налогов, которые платят иностранцы в Испании. С такой зарплатой, кроме Англии, его никуда не устроишь. Середнячки примеры такие финансовые запросы футболиста элементарно не потянут — это собьет им всю бюджетную ведомость.
— Вы говорите, что российские или украинские гранды могут позволить себе громкие приобретения. При этом нападающий «Аякса» Луис Суарес утверждает, что не поедет в «Зенит» или «Шахтер» ни за какие деньги.
— Это неправда. На самом деле он вообще в последнее время на эту тему не высказывался. Я специально позвонил Луису и выяснил этот вопрос — его агентом является мой близкий друг и мы с ним иногда работаем в тандеме. Суарес говорит, что его фразы были выхвачены из контекста интервью, которое он давал — вдумайтесь — сразу после чемпионата мира в ЮАР.
— Короче, если «Зенит» захочет Суареса, он теперь знает, куда обращаться?
— «Зениту» всегда готов помочь. Потому что это моя родная команда. Регулярно бываю в Питере. Знаком с руководством города. Жена только завтра из Санкт-Петербурга прилетит. Я еще застал в «Зените» Морозова и Садырина. Дружил с ними. Помогал «Зениту» со спарринг-партнерами, когда команда приезжала на сборы в Голландию. Помню, на одном из контрольных матчей Слава Малафеев сломал руку. Через несколько часов его уже оперировал лучший хирург Бельгии — я обо всем договорился. В итоге Слава при встрече всегда спасибо говорит. Радовался победе «Зенита» в чемпионате России. И огорчался вылету из Лиги чемпионов. Но уверен, что в следующем розыгрыше питерцы проявят себя с лучшей стороны.
— Это вас десять лет назад руководители клубов постсоветского пространства называли Дима-бельгиец?
— Меня, я ведь до переезда в Барселону в Бельгии жил. Кроме «Зенита» договаривался о контрольных матчах киевского «Динамо», ЦСКА Газзаева. Юрий Морозов познакомил меня с Валерием Лобановским. Валерий Васильевич ко мне почему-то очень тепло относился — подшучивал, улыбался постоянно. Хотя Лобановский редко кому улыбался. Я же устраивал командам товарищеские поединки на центральных стадионах с крепкими бельгийскими клубами. Тогда же подружился с Газзаевым и Семиным.
Лучше бы Сабо памятник поставил, а не о Семине рассуждал
— Кстати, о Семине. В декабре 2007 года в киевском «Динамо» он появился с вашей подачи?
— В том числе. Я рекомендовал его Игорю Суркису. Игорю эта идея понравилась. Затем Юрий Павлович приехал в Киев на переговоры, по результатам которых стороны ударили по рукам. Честно говоря, меня немного возмутило, когда Шандор Варга начал что-то рассказывать о своей причастности к этому переходу.
— У вас есть сомнения в профессиональных качествах Варги?
— Знаете, в чем проблема Блохина? В его агенте. Сколько времени уже Олег Владимирович без работы… Когда Блохин был тренером сборной Украины, Варга подписал почти всех «сборников». А теперь назовите мне фамилии игроков, которых Шандор с тех пор продал в Европу.
— Очередной приезд Юрия Павловича в Киев далеко не все на Украине встретили с восторгом.
— Поверьте, еще во время своего первого прихода Юрий Павлович влюбился в «Динамо». Ему было очень комфортно работать в Киеве. А то, что на Украине есть кучка людей, которые думают, что разбираются в футболе, и при этом изрыгают желчь от зависти к Семину, — это, знаете, рабочие моменты.
— Вы о ком?
— Тот же Йожеф Сабо вместо того, чтобы обсуждать Юрия Павловича, лучше бы поставил в Донецке памятник местному «Металлургу». Напомню, будучи наставником «Динамо», Сабо сказал, что поставит памятник «Металлургу», если дончане отберут очки у «Шахтера». «Металлург» с этой задачей справился, а вот Сабо о своем обещании напрочь забыл. Да и вообще, что это за специалист? Он руководил «Динамо» в ту пору, когда в чемпионате Украины команда имела более чем тепличные условия. Имею в виду потрясающую лояльность, которую к «Динамо» проявляли судьи.
— В целесообразности прихода Семина сомневаются и двое обладателей «Золотого мяча» — Блохин и Беланов.
— Ну Блохин в этом вопросе является заинтересованным лицом — ведь сам хотел принять «Динамо». А Беланов что, чего-то добился на тренерском поприще? Немного несолидно набрасываться на человека и принижать его достоинства. Я же могу сказать, что в жизни не встречал таких коммуникабельных людей, как Семин. Он очень неконфликтный человек. Плюс в Киеве для него мало что в новинку — Юрий Павлович хорошо знает многих ребят.
— Другой российский наставник Андрей Гордеев возглавил донецкий «Металлург» тоже не без вашего участия?
— Да, мы обсуждали кандидатуры с руководством донецкого клуба. Пришли к тому, что нужно приглашать Гордеева. Потому что он голодный до работы, а не до денег.
— Когда вы работали вице-президентом донецкого «Металлурга», в команде появились Бабангида, Нене, Лоло, Зезето, Лемби, Давид Это’О, Бансе, Зезе. С кем из них вы сейчас продолжаете сотрудничать?
— Почти со всеми. Бабангида подписывает контракт с голландским «Витессом». Лоло играет в «Монако». Бансе выступал за «Майнц», а в прошлом году подписал контракт с «Аль-Ахли» и теперь играет в одной команде с Фабио Каннаваро. Получает более полутора миллионов евро в год. Зезе — в финском «Яро», который тренирует Алексей Еременко-старший. Нужно понимать, что среди футболистов, которые выступали в «Металлурге», далеко не все были звездами. Многие, как тот же Зезе, были игроками уровня украинского чемпионата. Мы ведь приглашали в Донецк футболистов не только из-за того, что хотели их дальше продавать. Некоторым игрокам было по 30–32 года. Они приходили как свободные агенты, им платилась небольшая заработная плата. Многие получали по восемь тысяч долларов в месяц — сто тысяч долларов в год.
— Какая же у них была мотивация?
— Играть!!! В отличие от местных футболистов возрастные легионеры не пили и не курили. Дважды «Металлург» становился бронзовым призером чемпионата Украины. А если бы, как и сейчас, Пьерлуиджи Коллина был руководителем судейского корпуса, то мы бы ниже третьего места никогда не опускались. Потому что судьи команду просто уничтожали. На Украине все футбольные люди об этом прекрасно знают — арбитры в кулуарах никогда не скрывали, что получили наставление «разорвать» нас. Так федерация обозлилась на нас за судебный иск Деметрадзе с требованием не считать его легионером.