Пресс-конференция Мирчи Луческу после матча с «Анжи» продолжалась, наверное, минут тридцать. И, хотя он сказал, что первый тайм этой игры был худшим для «Зенита» под его руководством, думаю, что этот «тайм» — выступление перед работниками СМИ — затмит любой отрезок, проведенный сине-бело-голубыми на поле под руководством румынского тренера.
Руководители «Зенита» — здравомыслящие и опытные люди, я полагаю, они отдают себе отчет, что человека нужно отпустить на покой. Пусть он рассказывает все то, что рассказывает журналистам, своим коллегам, знакомым, может, родственникам, где-нибудь дома. С таким же успехом люди, интересующиеся, что происходят с командой, могут спуститься на лавочку рядом со своим домом и выслушать, как старушки жалуются на свои болезни и на свою жизнь. Мы, конечно, в таких случаях сочувствуем и киваем головами, но сами думаем про себя: «Да, старость, не радость. И мы такие будем. Надо держать себя в руках».
В принципе, когда приглашали Луческу в «Зенит», говорили: а какие, кроме возраста, у него недостатки? Видимых не было. Опыт, успехи, красивая игра — на другой чаше весов. Но возраст, к сожалению, потянул за собой все. Сейчас перед нами — растерянный, запутавшийся, плохо стыкующий причины со следствием и вообще, у меня такое подозрение, не очень хорошо понимающий, что происходит вокруг, человек. Руководителям «Зенита» важно именно это понять.
От Луческу уже не надо ждать выбора состава, тактических решений, творческих находок. Он даже не в состоянии настроить футболистов на игру. Они играют сами, как умеют. Беда в том, что Луческу верит в то, во что не верит уже никто вокруг, напоминая чеховского героя, который прошел путь в одном медицинском учреждении от доктора до пациента. У него много разных недугов, и самый тяжелый — это паранойя, отягощенная страхами под названием «Спартак» и «судьи». Он так и не понял, что в чемпионате России за титул борются не две команды, как в чемпионате Украины, тут борьба идет в каждом туре. Плохо или хорошо играют наши команды — другой вопрос, но очки просто так никто не отдает. И нужно было быть слишком наивным и плохо знающим российский футбол человеком, хоть и работавшим тут с лета, чтобы предположить, что «Анжи» можно будет обыграть с Черновым, двумя заменами и мешающими другу другу Данни и Жулиано. Луческу решил подготовиться к матчу со «Спартаком», а нужно было добывать три очка в матче с «Анжи».
Он все еще хочет что-то доказать футбольной России — что «Зенит» сильнее всех, что судьи судят плохо, что он строит новую команду, что ему мешают это делать все подряд и не в последнюю очередь его игроки, которые то получают травмы, то не тренируются, как надо, то оставляют команду в меньшинстве, то медленно бегают, то плохо пасуют, то неточно бьют, то не выполняют установку, то не настраиваются на матч, то неправильно выходят из обороны, то неправильно приходят в нее…
Вы, наверное, устали. Я тоже устал, слушая Луческу на последней пресс-конференции и вообще слушая его уже длительное время.
Тренер «Зенита» должен работать. А не рассказывать после матчей, почему он так хорошо работает и у него так плохо получается. Сеансы психотерапии проводятся в другом месте. И за другой счет. Тренеру из Румынии дали возможность проверить свои силы в «Зените». Их не хватает. Надо войти в положение всех заинтересованных сторон.