Нападающий «Зенита» Халк перешел за 55,8 млн евро в «Шанхай СИПГ». Куда уехал игрок сборной Бразилии и что собой представляет его новая команда? «Спорт День за Днем» рассказывает о чемпионате Китая.
Сколари, Эрикссон, Магат!
Можно сказать, Халк попадает в знакомые турнирные условия. В местной суперлиге, как и в РФПЛ, выступает шестнадцать команд. Три лучшие по итогам сезона попадают в азиатскую Лигу чемпионов, кроме того, в ней получает возможность сыграть и победитель Кубка страны. Две слабейшие команды вылетают в китайскую ФНЛ — Лигу 1. Если бы чемпионат России по-прежнему проходил по системе «весна — осень», то сходство было бы еще крепче. Сейчас в Китае разгар сезона, завершен первый круг.
Главная футбольная лига Поднебесной тоже имеет лимит на легионеров. В заявке каждого клуба может быть не более пяти зарубежных игроков, причем один легионер обязательно должен представлять Азию. Одновременно на поле разрешено находиться только четырем иностранцам, так что пятый вынужден начинать матч на скамейке запасных.
Халку дали четырехлетний контракт с зарплатой двадцать миллионов евро в год, то есть в три раза больше, чем бразилец зарабатывал в Петербурге. Естественно, экс зенитовец далеко не первый, кому в самой населенной стране мира предложили сумасшедшие условия. В китайском футболе сейчас крутятся огромные деньги, клубы суперлиги совершают сверхдорогие трансферы, а игрокам и тренерам предлагаются зарплаты на зависть остальным.
Сильнейшая команда Китая в настоящий момент — «Гуанджоу Эвергранд», выигрывавшая пять последних чемпионатов страны. Помимо нее после образования суперлиги в 2004 году обладателями золотых медалей становились «Шаньдун Лунэн» (три титула), «Бэйнцзин Гоань», «Чанчунь Ятай», а также еще пара клубов, которых уже нет в элите. Вдобавок «Гуанджоу Эвергранд» дважды побеждал в азиатской Лиге чемпионов — в 2013 и 2015 годах. В первом случае под руководством знаменитого итальянца Марчело Липпи, а в прошлом сезоне под руководством не менее известного бразильца Луиса Фелипе Сколари.
Сегодня в китайской суперлиге работают такие специалисты, как Сколари, швед Свен-Еран Эрикссон (тренер Халка в «Шанхай СИПГ»), испанец Грегорио Мансано («Шанхай Шэньхуа»), серб Драган Стойкович («Гуанчжоу Фули»). В июне бывшего коуча сборной Бразилии Мано Менезеса сменил в «Шаньдун Лунэн» легендарный немец Феликс Магат. Кроме того, по ходу чемпионата Альберто Дзаккерони был уволен из «Бэйнцзин Гоань», а Дан Петреску месяц назад неожиданно разорвал контракт с «Цзянсу Сунин» и вернулся в «Кубань». Пока итальянца и румына подменяют местные «временщики».
Мартинес, Лавесси, Ба!
Среди легионеров тоже хватает знакомых имен. Например, в новой команде Халка числится экс нападающий «Удинезе» и «Сандерленда», игрок сборной Ганы Асамоа Гьян. Там же никогда не выступавший в Европе аргентинец Дарио Конка, который прославился тем, что в 2011 году «Гуанджоу Эвергранд» сделал его самым высокооплачиваемым футболистом мира с зарплатой пятнадцать миллионов евро в год.
В самом «Гуанджоу Эвергранд» выступают сегодня Джексон Мартинес («Порту», «Атлетико», сборная Колумбии»), Паулиньо («Тоттенхэм», сборная Бразилии). В «Хэбэй Чайна Форчун» — Эсекьель Лавесси («Наполи», ПСЖ, сборная Аргентины), полузащитник Стефан Мбиа («Севилья», сборная Камеруна), Жервиньо («Арсенал», «Рома», сборная Кот-д’Ивуара), Гаэль Какута («Челси»). В «Цзянсу Сунин» — полузащитник Рамирес («Челси», сборная Бразилии), Жо (ЦСКА), Алекс Тейшейра («Шахтер»). В «Шанхай Шэньхуа» — Демба Ба («Челси», сборная Сенегала), Фредди Гуарин («Интер», сборная Колумбии), Обафеми Мартинс («Рубин», «Интер», «Вольфсбург», сборная Нигерии). В «Бэйнцзин Гоань» — Ренато Аугусто («Байер», сборная Бразилии), Бурак Йилмаз («Галатасарай», сборная Турции). В «Гуанчжоу Фули» — Эран Захави («Палермо», сборная Израиля). В «Шицзячжуан Юнчан» — Матеус («Днепр», «Брага»), Рубен Микаэл («Порту», сборная Португалии). В «Чанчунь Ятай» — Марсело Морено («Шахтер», «Вердер», сборная Боливии). В «Ханчжоу Гринтаун» — Тим Кэхилл («Эвертон», сборная Австралии). В «Шаньдун Лунэн» — Жусилей, Диего Тарделли (оба — «Анжи», сборная Бразилии).
В общем, громких имен более чем достаточно. Правда, не все из них оправдывают ожидания и вложения. Например, дорогие новички Алекс Тейшейра и Жервиньо набрали пока не так много баллов по системе «гол плюс пас», а Мартинес, Лавесси и Йилмаз вообще пропустили часть чемпионата из-за травм. Зато Ба забил за шестнадцать матчей четырнадцать голов и уверенно возглавляет список бомбардиров лиги, доказывая, что приехал в Китай не дурака валять. А вот лучший ассистент на данный момент, как ни странно, китаец — тридцатилетний полузащитник «Гуанджоу Эвергранд» и сборной страны Гао Лин, отдавший уже семь голевых передач. При этом средняя зарплата местных игроков, как говорят, не гигантская — порядка двадцати тысяч евро в месяц. Хотя стоят они из-за лимита на легионеров неоправданно высоко, трансферы с участием местных футболистов удивляют суммами не меньше, чем трансферы зарубежных топ-мастеров. Проблема та же, что и в России.
В суперлигу и Лигу 1 вкладывают огромные деньги китайские бизнесмены, крупнейшие корпорации. Что заставляет их делать это? Разумеется, на данный момент не может быть речи о реальных доходах. В основном это попытка угодить властям, ведь футбол в стране находится под серьезным контролем верхов. Руководители государства мечтают однажды увидеть свою сборную первой на ЧМ. Дружба с сильными мира сего — необходимое условие для успешного бизнеса в Китае. Кроме того, это инвестиции в рынок, обладающий невероятным потенциалом благодаря величине населения Поднебесной. Вовлечь в футбол миллионы и миллионы людей — вот цель на перспективу.
Пока посещаемость не настолько велика, насколько могла бы быть, учитывая вместимость стадионов и размер аудитории. Так, в 2015 году она составляла в среднем 22 193 зрителя. Причин тому несколько. Во-первых, китайские клубы в последние сезоны нередко переезжали с места на место, меняли названия. Помимо того, не так уж и давно местный футбол сотрясали коррупционные скандалы, естественно, многие болельщики после этого разочаровались в происходящем. Впрочем, теперь в Китае делают все возможное, чтобы суперлига выглядела чистой и привлекательной. Наконец, сборная страны редко радует на международной арене, что стало бы дополнительным стимулом для болельщиков. Может, попадет на ЧМ-2018 в России. В ее группе Иран, Южная Корея, Узбекистан, Катар и Сирия. В сентябре старт квалификации: надо попасть в двойку или через «стыки» с третьего места.
Златан Ибрахимович отклонил летом предложение властей Китая поиграть в суперлиге, получив контракт с фантастической зарплатой более миллиона евро в неделю. Выбрал МЮ. А вот Халк не смог ответить отказом на солидное предложение «Шанхай СИПГ». Экс-зенитовец должен помочь команде попасть в тройку и побороться за победу в азиатской Лиге чемпионов. «Шанхай СИПГ» дошел уже до четвертьфинала, тогда как «Гуанджоу Эвергранд» сенсационно выбыл на групповом этапе. Если новая команда Халка победит в ЛЧ, «Зенит» получит за его трансфер еще пару миллионов евро.