Роберто Манчини, покидая «Манчестер Сити», сделал один из самых изящных поступков, которые только можно было представить в такой ситуации. Итальянец выкупил рекламную полосу в ведущей газете города, чтобы разместить на ней свое прощальное письмо к болельщикам, относившимся к нему по-разному, но в любом случае благодарным тренеру за недавнее прошлое, в котором были первые за долгое время трофеи.
Такой жест, вероятно, говорит не только об удивительных манерах Манчини, но и о его отношении ко всему английскому — футболу, клубу, болельщикам. Прессе, наконец. Последний фактор для любого, кто хочет закрепиться в британском футболе надолго, — едва ли не определяющий. Именно английская пресса скинула Сэма Эллардайса с поста тренера сборной, и подобных примеров симпатии или нелюбви, способных перевернуть этот мир или, напротив, сделать его более устойчивым — миллион. Тот же Леонид Слуцкий, заручившийся в «Халле» симпатией журналистов, мог бы чувствовать себя более неуютно в эти непростые для себя дни. Но его полугодовой курс адаптации к Англии включал в себя помимо прочего, еще и глубокое понимание того, как устроен футбольный мир на островах — и дружелюбность СМИ к необычному новичку, уверен, тоже сыграла свою роль.
Кто знает, что на самом деле хотел сделать тем поступком Манчини, но внимание к нему со стороны английской прессы и поныне остается непреклонной данностью. Чем сложнее «Зениту», где итальянец работает всего несколько месяцев, тем чаще можно прочесть что именно он — главный претендент на замену Славену Биличу, начавшему этот сезон в «Вест Хэме» хуже не бывает и уволенному сегодня утром. И каждый раз в комментариях можно прочесть ссылку: «Если Манчини станет свободным тренером». И каждый раз это поневоле заставляет задуматься — что стоит за такими словами: инсайд, желание итальянца вернуться в Англию, желание болельщиков, чтобы это случилось, или просто симпатия журналистов, публикующих подобные новости.
Или, может, это просто часть иной игры — которую мы наблюдали со стороны не раз, с разными тренерами, в разных странах, но при одних и тех же обстоятельствах? Когда к человеку, чье положение стало шатким, вдруг начинает проявлять интерес клуб из другой страны. Необязательно к тренеру — можно и к игроку, у которого не продлен контракт или кто начал терять место в основном составе.
Давление на Манчини не чрезвычайно, но «Зенит» начал спотыкаться и вместе с этим заговорили о том, что король — не он. Пытаясь доминировать в России, «Зенит» все равно представляет Санкт-Петербург, а не Москву, где базируются основные федеральные СМИ и разноголосица в них в случае кризиса в игре сине-бело-голубых все равно работает на усиление давления на любого из тренера. В том числе и из-за отсутствия общения с ним.
Манчини покинул Англию вскоре после того, как потерял раздевалку, утратив поддержку самых влиятельных игроков. Понять, что происходит сейчас в «Зените», стороннему человеку сложно, но в команде должно быть слишком много недовольных своим положением ветеранов.
Если интерес к тренеру из Лондона действительно есть — это одна история, если это только часть чьей-то игры — навряд ли такой замысел окажется однозначно правильным ходом.