Сборную России на Кубке конфедераций-2017 будут представлять всего два игрока «Зенита» — защитники Игорь Смольников и Юрий Жирков. Оба приняли участие в решающих матчах подготовки национальной команды к «Турниру чемпионов» — с Венгрией и Чили. Как проявили себя зенитовцы, кто бы еще мог помочь команде Станислава Черчесова и на что сборная может рассчитывать на грядущем домашнем турнире, «Спорту День за Днем» рассказал спортивный директор «Зенита» Константин Сарсания.
Проблемы в обороне, конечно, есть
— Согласны, что два последних товарищеских матча сборная России провела так, что заставила болельщиков с меньшим скепсисом относиться к себе накануне Кубка конфедераций?
— Конечно. Сборная играла неплохо, а в некоторых эпизодах даже хорошо. Кроме того, надо понимать, против команды какого уровня мы играли в пятницу. Я о Чили. Лично я понял, как сборная хочет играть: больше от обороны, больше через контратаки. Конечно, в атаке не так много удавалось, есть проблемы в обороне, но в целом команда сыграла неплохо. Точно не было стыдно. Ничья со сборной Чили — хороший результат, ведь в составе соперника игроки из ведущих европейских клубов. Чего только стоят Санчес с Видалем.
— С чем связан игровой прогресс сборной? Требовалось всего лишь время, чтобы поражения от Коста-Рики, Катара и Кот-д'Ивуара преобразовать в ничьи с Бельгией и Чили, а также разгром Венгрии?
— Пока сложно сказать. Видно, что команда целенаправленно готовится к турниру, настрой другой, нежели был в некоторых товарищеских матчах. Увеличились нагрузки, команда долгое время находится вместе — это тоже нужно учитывать. Понимая, какой турнир впереди, футболисты стали стараться, показывать, что достойны играть.
— Что помимо положительного результата выделяете для себя прежде всего после игры с чилийцами?
— Ребята не проиграли такому сопернику, а значит, появится уверенность. У сборной неплохая средняя линия: молодые Головин и Миранчук, еще есть Глушаков. Даже против Чили пытались что-то соорудить. Проблемы, конечно, в обороне. Хотя в стартовом составе из номинальных центральных защитников был только Васин. Кудряшов чаще играл левого защитника в своем клубе, Шишкин — правого. Проблемы были. В первом тайме помимо незасчитанного гола Видаля были еще два момента у чилийцев, и во втором были. Но второй тайм мне понравился больше, россияне действовали более агрессивно, особенно в последние двадцать минут.
— Согласны, что решение попробовать Романа Шишкина так и останется лишь экспериментом?
— А кто из защитников убедил? Шишкин не выпадал. Мне кажется, что Черчесов принял правильное решение по составу.
— Несмотря на заявление главного тренера сборной Чили Хуана Антонио Пицци, что «Россия сильно играет в защите», разницу в мастерстве отчетливо продемонстрировал Алексис Санчес, одной передачей «раздев» всю нашу защиту.
— Когда Санчес вышел на поле, сразу стало понятно, что этот игрок уровнем выше остальных. Понятно, почему он стоит столько денег. Санчес и Видаль — игроки, заметно выделявшиеся на поле. Если не брать какие-то позиционные просчеты, то в целом Россия сыграла в обороне очень прилично: компактно, успевали быстро возвращаться. У чилийцев получились всего две-три быстрых атаки.
С 2008 года спортивная составляющая в «Зените» была убита
— Вернувшись в «Зенит», вы успели обмолвиться, что клуб собирается вернуть нескольких воспитанников петербургского футбола. Насколько реально заполучить в свои ряды лидера ЦСКА и уже, наверное, сборной Виктора Васина?
— Мы не ставили перед собой задачу возвращать именно Виктора Васина. Не хочу ничего плохого о нем сказать, но вариант с ним не рассматривался.
— Как оцениваете игру с Чили Игоря Смольникова и Юрия Жиркова?
— У Игоря не все получалось, он может играть сильнее. Юра после выхода на замену минуты три-четыре осматривался, а потом достаточно уверенно заиграл.
— Признайтесь честно, всего два представителя «Зенита» в сборной на Кубок конфедераций — показатель, которым вряд ли приходится гордиться?
— Скажу только одну вещь: когда в 2008 году мы покидали «Зенит», в каждой юношеской сборной России было по два-три представителя нашего клуба. В молодежной сборной было минимум три-четыре человека. В первой сборной было пять-шесть игроков - наверняка, помните этот период.
— Конечно.
— Сейчас же, вернувшись и изучив спортивную составляющую, я понял, что она была убита. Просто факты. В пяти ныне существующих юношеских сборных два игрока «Зенита», всего два! Было два-три в каждой, то есть, всего десять-пятнадцать, а сейчас всего два! В молодежной сборной — ни одного зенитовца! В первой сборной всего два игрока, и то они не основные, не всегда попадают в состав. Понимаете разницу? За это время были построены прекрасная база, прекрасный стадион, прекрасная академия, но спортивная составляющая просто убита. Мы сейчас начинаем с того, что у нас нет ни одного потенциально талантливого игрока в академии, потому что они даже в сборные своих возрастов не попадают. В главной сборной вы сами видите: Юре Жиркову 33 года, Игорю Смольникову 28 лет.
— Очевидно, что ситуацию необходимо исправлять.
— Конечно! Но представляете, сколько надо работать, чтобы ее исправить? Нужно начинать работать очень серьезно на всех уровнях.
— Нельзя, правда, забывать, что если бы не травмы Артема Дзюбы и Андрея Лунева, то зенитовцев в сборной стало бы четверо.
— Я считаю, что в сборной должен быть и Шатов. С другой стороны, имеем то, что имеем. Нам приходится говорить о том, что бы было, если бы... Шатов был бы в сборной, если бы в клубе больше играл. Кокорин был бы в сборной, если бы в клубе лучше играл. Нам надо работать над этим.
Операция Дзюбы? Он едет на обследование в Рим
— Артему Дзюбе действительно предстоит сделать операцию? Геннадий Орлов говорил о каком-то хроническом заболевании футболиста.
— Мы еще не решили. 13 июня Дзюба поедет на обследование в Рим, после чего и будет ясно, что делать с ним дальше.
— Изменения в медицинской службе «Зенита», с назначением главным врачом Юрия Козлова и возвращением массажиста Сергея Колесникова, связаны с желанием уменьшить количество травм в команде и сократить сроки восстановления игроков?
— Не могу много говорить на эту тему, но изменения были нужны, поэтому мы их и сделали.
— То есть изменения не связаны с неудовлетворением от того, как восстанавливались футболисты при прежнем медицинском штабе?
— Нет, я бы не стал говорить о каком-то неудовлетворении. Просто изменения в силу разных причин должны были быть.
— Под нож в конце прошлого года ложился Смольников, а восстановление заняло практически полгода. Врачам «Зенита» дано задание быть на связи с Эдуардом Безугловым в режиме онлайн?
— Эдуард Безуглов может и хороший доктор, но он представляет интересы сборной. Наши же врачи преследуют интересы «Зенита».
— Но Дзюбу в клуб отпустили, не стали его мучить в сборной.
— Слушайте, ну если человеку больно, его еще надо мучить?
— Согласны, что в свете травмы спартаковца Романа Зобнина, игры сборных, причем даже не официальные, а товарищеские — головная боль для клубов?
— Ситуация такова, что получить травму игрок может абсолютно в любой игре, поэтому об этом не стоит говорить.
Правильно, что Черчесов остается в сборной
— Есть ли у вас информация, смотрел ли Роберто Манчини матчи россиян с Венгрией и Чили?
— С Чили сто процентов смотрел.
— Успели обсудить, что он для себя подметил?
— Ну зачем я буду вам это говорить? Игру мы с ним обсудили.
— Как вам кажется, схема 3-5-2 подходит для Смольникова и Жиркова? Ждете их в стартовом составе на первый матч сборной на Кубке конфедераций?
— Выбор состава — решение главного тренера сборной. Но схема эта нашим ребятам подходит. Смольников и Жирков как раз те игроки, которые могут и впереди остро сыграть, и отбороняться. В матче с Чили у Юры получилось лучше, но игра на игру не приходится.
— Выход из группы — задача минимум для команды Черчесова?
— Мы играем дома, поэтому из группы можем выйти. Не думаю, что соперники по группе нас превосходят. А если и превосходят, то не сильно. Дальше же будет видно в зависимости от того, на кого попадем.
— Виталий Мутко уже заявил, что вне зависимости от результатов на Кубке конфедераций Черчесов останется главным тренером сборной. Это продуктивный подход?
— Да. Человек работает с командой, мы видим улучшения, видим, как хочет играть сборная. Вопрос доверия — основной. Так что все правильно.