• Кого загнали за Можай

    «Зенит» – Чемпион!

    26.05.12 02:05

    Кого загнали за Можай - фото

    Фото: Алена Яшина / «Зенит»

    За «Зенит» выступало немало игроков с Украины. Подводя итоги чемпионского сезона, «Спорт» в строгой последовательности (вратарь — защитник — полузащитник — нападающий — тренер) выбрал пятерку украинцев, которые защищали цвета питерского клуба, и попросил их высказать свое мнение о выступлениях подопечных Лучано Спаллетти в минувшем сезоне.

    Александр Ткаченко, лучший игрок «Зенита» в чемпионате СССР — 1980: Голкиперам сто лет на троих

    Выступления «Зенита» лично мне подарили и радость, и разочарование. Радость — от третьих за последние пять лет золотых медалей. Разочарование — из-за итогов противостояния с «Бенфикой» в Лиге чемпионов. Честно говоря, был уверен, что «Зенит» пройдет португальцев.

    Зато в национальном первенстве команда Лучано Спаллетти выглядела просто здорово. Приятно, что Москва теперь проигрывает Ленинграду — я так по-стариковски до сих пор называю Санкт-Петербург. По подбору игроков «Зенит» выглядит посерьезнее ЦСКА, «Динамо» или «Спартака». Нынешний «Зенит» ничем не напоминает тот, за который я выступал, — это совсем разные команды. А вот какие-то параллели с донецким «Шахтером» прослеживаются. «Горняками» уже много лет руководит иностранный наставник, в работу которого не вмешивается президент клуба. Такая же ситуация в «Зените». Донецк стал футбольной столицей Украины — за последние восемь сезонов команда выигрывала чемпионат шесть раз. «Зенит» за это же время выиграл первенство три раза — чаще, чем любой другой российский клуб. И в групповом турнире Лиги чемпионов «Зенит» просто загнал «Шахтер» за Можай.

    Если говорить по составу, то двусмысленная ситуация у «Зенита» с вратарями. С одной стороны, это одна из самых сильных линий команды — сразу трое опытных голкиперов могут заменить друг друга. Но каждому из вратарей уже за тридцать. На троих ребятам уже почти сто лет. Конечно, Малафеев выглядит очень прилично, дай ему Бог закончить в том возрасте, в котором закончил я (Ткаченко играл в «основе» луганской «Зари» до 40 лет, при этом являясь штатным пенальтистом команды. — «Спорт»). Но в перспективе нужно взять и обкатать какого-то молодого вратаря.

    По поводу лучшего игрока команды предпочту рассказать историю, как выбирали лауреата в «Зените» в мои времена. После каждого поединка футболисты и тренеры на клочках бумаги писали свою версию лучшего игрока матча. Кто по итогам сезона набирал больше баллов, тот и побеждал в неофициальной номинации «Лучший игрок команды». В чемпионате СССР — 1980 этот почетный приз достался мне. Причем он был вполне материальным — администратор Матвей Соломонович с подачи главного тренера вручил мне из черной кассы 700 или 800 рублей. Сейчас, конечно, другие деньги и другие времена. Но такие выборы лучшего игрока я до сих пор считаю самыми демократичными.

     

    Александр Бабий, защитник «Зенита» в 1998–1999 годах: Оборона не вызывала нареканий

    Чем отличается хороший тренер от просто тренера? Умением настроить и подготовить команду в данный конкретный момент. Спаллетти не раз наглядно демон­стрировал это умение. Команда по итогам сезона выглядела боевой и задорной. Нельзя не отметить и сбалансированность состава. Не вызывала нареканий оборона. Конечно, есть вопросы по игре Аршавина. Но предлагаю не судить его строго — Андрей в любом случае помог «Зениту». И выводы, насколько клуб угадал с его возвращением, давайте сделаем по итогам следующего сезона.

    Я искренне радуюсь успехам своей бывшей команды. Конечно, сейчас «Зенит» — это уже другой мир по сравнению с той командой, в которой я играл. Помню, как после удачных матчей моего «Зенита» к нам подходил болельщик клуба Александр Шведченко, который из собственного кармана вынимал деньги и премировал нас по 200–300 долларов на брата. Мы были очень довольны.

    Роман Максимюк, полузащитник «Зенита» в 1998–1999 годах: Рад за Семака

    На «Зенит» в последние годы оказывается слишком большое давление. По итогам минувшего сезона команда с этим давлением справилась и продемонстрировала хороший результат. Да, «Бенфика» была психологически и технически лучше готова, чем питерцы. Но я искренне считаю, что «Зениту» с его потенциалом и материальной базой по силам побороться за победу в розыгрыше Лиги чемпионов в ближайшие пару-тройку сезонов.

    Рад за Кержакова. Он доказал, что поговорка «дважды в одну реку не войдешь» не всегда справедлива. Рад за Семака — он сейчас фактически последний из могикан, дай Бог ему отыграть на высшем уровне как можно дольше. Отмечу Анюкова. Добавило уверенности команде и возвращение Аршавина. Андрею нужно дать еще немного времени, и он станет тем Аршавиным, каким был до перехода в «Арсенал».

    Спаллетти сумел сделать из команды одно целое. Но мне хочется, чтобы «Зенит» в будущем возглавил отечественный специалист. Пока же могу резюмировать, что футбольная столица России переехала в Петербург. И даже на фоне марок «Спартака» и ЦСКА «Зенит» смотрится посерьезнее.

    Владимир Лебедь, нападающий «Зенита» в 1997 году: От Аршавина подвигов не ждал

    По итогам сезона отмечу очень приличную игру средней линии команды. А вот после травмы Данни, как показалось, в атаке «Зениту» стало чего-то недоставать. Что неудивительно, учитывая, сколько атак строилось через португальца. А вот от Аршавина я каких-то подвигов и не ждал. Все-таки на адаптацию нужно время. Если оценить еврокубки, то выход в плей-офф Лиги чемпионов считаю успехом. Что же касается поражения от «Бенфики», то проигрывают все, даже «Барселона». А «Зенит» пока еще все же не «Барселона». Перед ответным матчем с «Бенфикой» у «Зенита» была тяжелая игра с ЦСКА — может, команда просто не успела восстановиться.

    Леонид Колтун, тренер «Зенита» в 1996–1998 годах: Малафеев ни во что не верил

    Начну с поста № 1. Малафеева при мне взяли в команду, ему тогда было 17 лет. Он уже и в том возрасте отличался характером — ни одно замечание не принимал на веру. Обязательно обсуждал, спорил до конца. При этом со Славой было интересно работать — о каждом упражнении я должен был рассказать, зачем оно, какую пользу приносит, сколько раз нужно его делать. Уже тогда у Малафеева было огромное желание играть. Он совершал немало ошибок, но народ его принял и все ему прощал. На тот момент в «Зените» было четыре вратаря — Окрошидзе, Березовский, Приходько и Малафеев. У Окрошидзе были отличные данные, но народ его не принял. Любая маленькая помарка, и болельщики его уничтожали. А вот Малафеева приняли, несмотря на его очевидные ошибки в игре на выходах, — потому что Слава взял упорством, характером и бойцов­скими качествами.

    Смотрю, какой путь «Зенит» проделал за 15 лет, и поражаюсь — настолько качественный рывок произошел. Клуб выбрал направление и четко его придерживается. Выиграла команда или проиграла — с этого пути не сворачивают.

    Много было сказано об Аршавине. Но здесь нужно понимать, насколько ему сложно с психологической точки зрения. Последний год в Англии он играл нестабильно. Наверное, психологически немного сдал. Поэтому сейчас главное — чтобы у него вновь появилась уверенность в своих силах.

    Проблем с составом у «Зенита» нет. Ребята играют на самом высоком уровне. Кем еще усиливаться? Во всех линиях у команды отличные игроки. Это когда я работал в тренерском штабе команды, у «Зенита» не было великих футболистов. По-моему, ни одного футболиста «Зенита» тогда не было в сборной России. Просто был дружный коллектив. А сейчас все по-другому.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»