Это сейчас питерские болельщики недовольны тем, что «Зенит» выступает не в Лиге чемпионов, а во втором по значимости клубном европейском турнире, и требуют от любимой команды только победы. Но так было не всегда.
Сменил друга Пашу
Пожалуй, наиболее пессимистично поклонники «Зенита» были настроены в 1987‑м, перед матчами 1/32 Кубка УЕФА с бельгийским «Брюгге». Сине-бело-голубые расположились в турнирной таблице в зоне вылета. В июле произошло событие, шокировавшее футбольную общественность, неожиданное, как снег на голову в разгар лета: тренер-триумфатор Павел Садырин был отправлен в отставку… после коллективного письма игроков! Раздираемую конфликтами команду принял начинающий наставник, 37‑летний Владимир Голубев, многолетний капитан «Зенита», один из лучших футболистов в истории клуба, не имевший до этого ни одного дня опыта самостоятельной работы.
Стоит напомнить, что 30 лет назад Лига чемпионов, именовавшаяся Кубком, проводилась по совсем иной формуле, чем нынче, никакого «дела Босмана», как и Евросоюза, еще не было и в помине, а потому легионер, даже в таких коллективах, как «Реал» или, скажем, «Милан», был фигурой редкой и штучной. Все это я к тому, что в те благословенные времена существовало несколько десятков клубов, реально претендовавших на успех в еврокубках. Такого, как в наши дни, расслоения на богатых и бедных не было и в помине. «Брюгге» за девять лет до описываемых событий играл в финале Кубка чемпионов. В составе бельгийцев были подлинные звезды мирового масштаба, такие, скажем, как легендарный форвард Ян Кулеманс, атакующий хавбек Марк Дегриз, участник 4‑х чемпионатов мира полузащитник Франк Ван дер Эльст… Никто и не думал их продавать. В то романтическое время клубы из маленьких городов в материальном плане были вполне конкурентоспособны. У Владимира Голубева было полтора месяца для того, чтобы подготовить свою команду к матчам Кубка УЕФА. Положа руку на сердце, никаких задач в этом турнире перед «Зенитом» в тот год не ставилось, руководство мыслило трезво: спастись бы от вылета в первую лигу. А на международной арене — хорошо, если хоть поначалу со жребием повезет. Но госпожа Фортуна отвернулась от «Зенита», выбрав ему в соперники авторитетнейший «Брюгге». Один из тренеров питерской команды Вячеслав Булавин отправился в Бельгию посмотреть календарный матч с участием соперника. Посмотреть и записать. Отправился один, на командировку видеооператора не хватило денег. Вячеслав Иванович вооружился маленькой камерой производства ЛОМО (завода, которому принадлежал «Зенит») и снимал собственноручно. До мобильников с видеокамерами оставалось еще 20 лет.
Зачем нужны пресс-конференции
Голубев тоже трезво оценивал шансы и 16 сентября выпустил на поле шестерых номинальных защитников. Никакого «автобуса», Николай Воробьев и Владимир Долгополов действовали в середине поля, но в любой момент готовы были отойти назад. Расчет был на длинный пас и скоростные качества форвардов, могущих убежать в отрыв (в первую очередь — на Сергея Дмитриева). Ставка на контратаки оправдала себя, хотя в первые минуты английские лайнсмены несколько раз ошибочно поднимали флажок зенитовцам, караулившим свой шанс, но в офсайд на момент передачи не забиравшимся. Голубев нервничал, но судьи быстро разобрались в ситуации. И «Зенит» неожиданно для всех победил со счетом 2:0! Особенно хорош был второй гол, когда Дмитриев убежал от защитников и выложил мяч под удар Юрию Желудкову.
О том, что на стадионе имени С. М. Кирова есть пресс-центр, знали тогда не все журналисты. Предыдущая послематчевая пресс-конференция проводилась там в августе 1984‑го, когда сборная СССР принимала в Ленинграде мексиканцев в товарищеской встрече. Ветер перемен в стране уже ощущался, через пару лет часть пресс-центра отрежут под кооперативную шашлычную, впрочем, ненадолго. А тогда в этом помещении царила праздничная атмосфера. Наставник «Брюгге» голландец Хенк Хоуварт восхитился игрой «Зенита», но и поразился тому, что команда, демонстрирующая такой футбол, замыкает турнирную таблицу. Услышав от переводчика столь лестную оценку, Голубев, чья немногословность давно вошла в поговорку, неожиданно громко сказал, радостно улыбаясь: «Заманивали вас!»
Пресс-конференция была по нынешним меркам поразительно короткой. Опыта их проведения не было, даже с переводом возникли некоторые сложности, выручил полиглот Кирилл Набутов. Журналистов, как и СМИ, было по-советски мало. Да и какой смысл в пресс-конфернциях, когда и футболисты, и наставники «Зенита» в любой момент были абсолютны открыты и доступны для десятка питерских корреспондентов?!
А 30 сентября, когда проводился ответный матч, Питер уже жил надеждой на успех. И зря. «Зенит» «сгорел» 0:5.
«Нас убили судьи», — скажет нам с Алексеем Павлюченко Владимир Голубев в апреле 2015-го, в канун своего 65‑летия.
Впрочем, это была уже совсем другая история.