Вчера на Невском проспекте, в самом центре Петербурга состоялось техническое открытие второго по счету фирменного магазина СКА. Во-первых, это еще раз доказало, что армейцы всерьез хотят зарабатывать себе на жизнь не только при помощи спонсорской помощи. Во-вторых, в СКА, судя по всему, почувствовали, что могут конкурировать с «Зенитом» за болельщиков и их деньги. Благо что фирменные магазины футбольного и хоккейного клубов теперь находятся всего в пятистах метрах друг от друга. Выглядит как настоящий вызов. Девиз «Зенита» «Один город — одна команда» постепенно начинает терять свою актуальность.
Какой «Милан», когда в Ледовом СКА
По этому поводу на презентации нового магазина для журналистов председатель совета директоров СКА Геннадий Тимченко рассказал небольшую, как он выразился, историю.
— Не так давно «Зенит» играл в Петербурге с «Миланом». На «Петровском» был полный стадион. В то же время была игра и у нас, и Ледовый был заполнен под завязку. И что характерно, руководители «Зенита» были удивлены. Они говорили: «Ну как же так? 12 тысяч пришло на хоккей, это значит, что они даже по телевизору не смотрели футбол».
На презентации магазина собралось практически все руководство СКА, настолько это событие было значимым для клуба. Помимо Геннадия Тимченко там были генеральный менеджер Алексей Касатонов, президент КХЛ и заместитель председателя совета директоров СКА Александр Медведев, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса Роман Ротенберг.
Был здесь и приглашенный гость — народный артист России Игорь Бутман. Он же стал и первым покупателем магазина. На глазах у журналистов ему продали джерси СКА и тут же в течение пяти минут пообещали нанести на нее номер 01 и фамилию музыканта. Девушка уверенными движениями положила хоккейный свитер на специальный пресс, сверху разложила буквы и цифры в нужном порядке. Все, затаив дыхание, наблюдали за процессом. Тем временем Игорь Бутман перевел внимание на себя.
— Это будет моя не последняя покупка, я куплю себе еще таких футболок! — сказал он.
— Хоккеек, а не футболок, — поправил его с улыбкой Александр Медведев.
— Да, хоккеек, — согласился Бутман.
В этот момент Роман Ротенберг развернул перед музыкантом готовый свитер.
— О, уже готово?! — искренне удивился Бутман.
Тот, кто повнимательнее, заметил, что на самом деле тот свитер, который выбрал Бутман, все еще находился под прессом, а представленную ему «хоккейку» достали из-под витрины, с уже нанесенной фамилией и цифрами. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества.
Люди готовы покупать — если правильно раскручивать бренд
Ассортимент магазина действительно впечатлил. Одних только видов шапок было около десяти, и это не считая бейсболок. Кружки, шарфы, джерси, футболки, ежедневники, ручки, шайбы, брелоки, игрушечные краги и клюшки — это далеко не полный список всего, что было представлено в магазине. При этом Ротенберг заявил, что на данный момент здесь представлено всего 40 процентов от всей коллекции. Помимо атрибутики СКА в магазине будут представлены фирменные товары группы поддержки клуба SKA sisters. По сравнению с этим изобилием точка продаж в Ледовом дворце выглядит как обыкновенный ларек.
Сразу после первой символической покупки (оплатил ли Игорь Бутман свою «хоккейку», так и осталось неизвестно) руководители СКА ответили на вопросы журналистов. Первым ответ держал Геннадий Тимченко.
— Насколько реально при помощи подобных проектов отбить те деньги, которые вкладываются в клуб?
— Конечно, общаясь с клубами из НХЛ, мы интересуемся, как организовывается подобная работа там. Многие из вас, наверное, знают, как они зарабатывают деньги. Открытие таких магазинов способствует тому, чтобы отбивать часть тех денег, которые дают нам спонсоры. Наша цель в конце концов — минимизировать спонсорскую помощь. Я думаю, что это вполне возможно. Такие предприятия дадут нам реальную прибыль. Через два-три года мы сможем говорить о положительном сальдо. Мы будем развиваться не только в этом направлении. Собираемся развивать организацию продажи билетов, абонементов, лож, всевозможных мероприятий вокруг хоккея. Наша цель — это снижение зависимости от спонсоров.
— Собираетесь ли вы сотрудничать с «Зенитом» в этом направлении?
— Сначала мы хотели использовать их сеть магазинов, чтобы там продавать нашу атрибутику, но потом решили, что лучше идти своим путем. Хотя их опыт нам очень помогает.
Затем слово было предоставлено тому, кто, собственно, был в ответе за все происходящее, — Роману Ротенбергу
— Приносят ли эти магазины какую-то ощутимую прибыль?
— Выручка в первом магазине в Ледовом дворце превысила наши ожидания в четыре раза. Наша прошлогодняя выручка по всем проектам была около 140 млн рублей. В этом сезоне всего за три месяца мы уже превысили эту цифру, то есть всю прошлогоднюю выручку. Это говорит о том, что потенциал огромный. Люди готовы покупать, если мы будем правильно раскручивать бренд. Вы знаете, что билеты на хоккей просто нереально достать. Такого никогда не было.
Но говорили не только о бизнесе. Алексею Касатонову пришлось отвечать на более привычные вопросы.
— Уже совсем скоро плей-офф. Чувствуется ли в связи с этим мандраж?
— Чувствуется, конечно, все-таки я отвечаю за результат команды. Сейчас у нас идет повседневная работа. Вы все знаете, что сейчас пока непонятная ситуация складывается в НХЛ — закончится или нет локаут. Это вносит определенную нервозность в работу, но мы стараемся предугадывать какие-то моменты.
— Ждать ли в СКА еще кого-нибудь из НХЛ?
— Слухи мы не комментируем. У нас еще есть время, где-то 20 дней. Все будет зависеть от локаута. Естественно, есть позиции, которые мы бы хотели усилить. В любом случае мы будем делать все, чтобы к плей-офф команда подошла в оптимальном состоянии.
Встреча со звездами
После официальной части все гости спустились вниз, где с небольшим концертом выступил Игорь Бутман.
— А отсюда на хоккей, петь гимн! — сказал Медведев и рассмеялся, намекая на то, что это шутка.
— Так мы к этому и готовимся, — всерьез ответил музыкант. Слово свое он сдержал, и уже спустя три часа, перед началом матча он играл на саксофоне гимн России.
Сегодня же состоится открытие для всех желающих, и интересного будет не меньше. Всех посетивших магазин в этот день будут встречать звезды СКА — Патрик Торесен, Владимир Тарасенко, Илья Ковальчук и Сергей Бобровский. Они будут раздавать автографы и фотографироваться. В общем, пока складывается такое впечатление, что если клубы из КХЛ когда-нибудь и смогут выйти на самоокупаемость, то в числе первых, если не самым первым, будет питерский СКА.