Для Игоря Ефремова минувшие полгода выдались не самыми простыми в жизни. Общение с президентом ФНЛ на рубеже кругов видится занятием не только интересным, но и очень полезным.
Минус Сочи
С.: Можно легко себе представить, что первую российскую лигу больше вас вряд ли кто в этой стране смотрит. Вы, значит, в курсе не только организационных, но и чисто игровых вопросов. Можем сейчас составить с вами символическую сборную ФНЛ? В одиночку пытался – не получилось, честно скажу.
Я могу, конечно, набрать обойму интересных, с моей точки зрения, футболистов и расставить их по позициям, но как-то, знаете, не с руки. Есть люди, чей выбор представляется мне более профессиональным. Сборная – не тот вопрос, который решается в кабинете.
С.: Между тем сборная к ноябрю так или иначе должна быть сформирована.
Сформируем.
С.: Планируете принять в этом процессе участие?
Я – точно нет. Логика диктует, что формировать команду, исходя из заданных критериев – россияне до 23 лет, – мог бы совет в составе главного тренера второй сборной России, главного тренера молодежки и представителя спортивного департамента РФС. Юрий Красножан, Николай Писарев и Игорь Шалимов – более чем авторитетное жюри. Моя же задача состоит в том, чтобы матч против сборной Cерии В прошел на высоком организационном уровне.
С.: Сочи как географический объект теперь в ФНЛ не фигурирует. Матч тем не менее состоится в Сочи, как и запланировано?
По крайней мере это одно из основных пожеланий наших итальянских партнеров. Ну и потом, как вы понимаете, 15 ноября в Москве мы вряд ли хорошую аудиторию соберем.
С.: Есть еще Астрахань, например.
Если возникнет необходимость – будем думать и обязательно что-нибудь творческое придумаем, не сомневайтесь.
Бумажные гарантии
С.: Помимо «Жемчужины», которая создала кучу проблем не только себе, но и лиге в целом, есть еще ряд команд, испытывающих финансовые трудности, – «Балтика», например, и московское «Торпедо». Вопрос сокращения формата, таким образом, буквально витает в воздухе. Может быть, не стоит цепляться за утвержденный на сезон-2012/13 регламент? Может, есть резон ужимать ФНЛ естественным путем?
Но вы же не станете отрицать, что этот вопрос витает в воздухе уже лет десять? Лига эту сторону проблемы, безусловно, имеет в виду. Пять команд в ФНЛ заходят по спортивному принципу, а искусственно мы никого затаскивать не будем. Вообще же финансовая стабильность – не эксклюзивная проблема ФНЛ. Это один из фундаментальных вопросов, связанных с деятельностью спортивных организаций в целом. И РФПЛ с ним не раз, к сожалению, сталкивалась, и даже мощная английская футбольная индустрия страдала: вспомните «Лидс», который когда-то играл в еврокубках, но о котором сегодня мало что слышно. В Европе, правда, с точки зрения финансов все несколько иначе организовано – там кругом должники, но при этом чувствуют они себя неплохо. Однако и у них время от времени случаются коллапсы. Вообще же тема, на мой взгляд, немного перегрета. И в ее контексте обязательно присутствует надежда на доброго дядю, который придет и решит все вопросы. А так не бывает.
С.: Бывает, Игорь Викторович.
Но не должно быть. Создание футбольного клуба – долгий, трудный, очень ответственный процесс. Видимо, нам все-таки нужно выдержать испытания банкротствами и прийти к ясному ответу на вопрос, что такое профессиональный футбол и как им заниматься. Мы ведь от развитого футбольного социализма ушли, а до капитализма еще не добрались.
С.: Объясните в самых простых терминах, пожалуйста, что такое финансовая гарантия, которую каждый клуб предоставляет перед сезоном в рамках процесса лицензирования? Для чего эта гарантия нужна, раз обанкротиться проще простого?
Система лицензирования российских клубов основана на принципах, принятых УЕФА. При этом мы допускаем послабления, учитывая некоторые национальные особенности, в том числе и экономического характера. Мы берем за основу прошлое клуба и принимаем во внимание его ближайшее будущее. Гарантией может стать бумага, подписанная, например, областным руководителем. По большому счету гарантия – это только слово. Дело – сам сезон и все связанные с его ходом проблемы.
Давайте искать решения!
С.: 150 миллионов рублей куда легче прогарантировать, чем найти.
Вероятно, критерии лицензирования клубов должны быть ужесточены. Подпись губернатора – это замечательно, нет вопросов, но зато банковская, например, гарантия куда более материальна. Кроме того, нужно двигаться в сторону открытых бюджетов. Если ты не стесняешься показать, как ты зарабатываешь и тратишь деньги, то и перспективы твои видны и понятны. У нас же чуть ли не повсеместно до 90 процентов клубных бюджетов уходят на зарплаты, а в развитие не вкладывается ни копейки.
С.: Вы готовы взять на себя смелость поставить перед РФС этот вопрос ребром? Как пострадавшая сторона…
Безусловно, готов. Финансовые проблемы нужно регулировать всем вместе. Думаете, судьба «Жемчужины» интересна только ей самой? Нет, огромное количество людей переживает за клуб, его печальная история многих прямо затрагивает. Мы создали лигу, мы хотим делать качественный продукт. Но сегодня помочь «Жемчужине» лига, к сожалению, не в силах.
С.: Возможен в наших условиях такой инструмент, как стабилизационный фонд?
Все подлежит обсуждению, все вопросы дискутируемы. Критерии лицензирования, потолок зарплат, стабилизационный фонд – давайте искать решения! Я был бы очень рад генерировать здесь, у себя в кабинете, идеи, которые устраивали бы всех разом. Но так не получится. Вот вы знаете, где эта виртуальная грань, которая называется потолок зарплат?
С.: Я – нет. Вам виднее.
Мне знаете, по какой простой причине виднее? Я профессионально играл в футбол, поэтому очень хорошо знаю, что такое век футболиста. Очень зыбкая, недолговечная материя. Ты и оглянуться не успеваешь, а уже заканчивать пора. Поэтому чем больше футболист за это время заработает денег, тем лучше для него и его семьи. Я всегда искренне радуюсь, когда люди получают хорошие контракты. Но как руководитель лиги я уточняю: это должны быть именно заработанные деньги.
С.: Наступит время, когда ФНЛ переведет все эти вопросы в практическую плоскость?
Оно уже наступило. На ближайшем собрании клубов ФНЛ, которое намечено на 2 сентября, мы будем их обсуждать. Нам ничего не мешает перезагрузиться уже к новому сезону. Почему нет? ФНЛ должна быть интересна и зрителям, и участникам. Это долгосрочный проект, и мы должны быть гибкими. Иначе быстро упремся в стену.
Вечная тема
С.: Чемпионат ФНЛ обладает одной довольно любопытной особенностью: здесь как бы не существует судейского вопроса. По крайней мере для широкой публики.
Это неправда. Судейство – вечная футбольная тема.
С.: Создается, однако, впечатление, что для ФНЛ она как минимум не доминирующая.
Так давайте порадуемся все вместе! После первого круга одна уважаемая газета провела опрос руководителей клубов, касающийся, в числе прочего, и судейства. Девятнадцать человек сказали, что к арбитрам у них вопросов нет, один отметил их низкий уровень. Мое личное мнение состоит в том, что в подавляющем большинстве уровень профессиональной подготовки судей соответствует требованиям лиги.
С.: По работе Роберто Розетти у вас есть комментарии?
Нет, конечно. Человек в России всего ничего.
С.: На какой стадии реализации находится идея о проведении Кубка ФНЛ?
Мне этот проект очень нравится, а подробнее о нем можно будет поговорить после 2 сентября. Есть два варианта, как его оптимально реализовать. Будем их все вместе обсуждать – открыто, детально и с пристрастием. Уверен, что такой турнир лиге нужен хотя бы с точки зрения формальной футбольной логики. Вот берем базовые параметры и смотрим: полтора месяца до начала регулярного чемпионата, середина февраля, вторые сборы, есть время до закрытия трансферного окна, достойные соперники, хорошие поля, призовой фонд – что из этого перечня может сыграть в минус? Не вижу, честно.
С.: Претенденты на Кубок – восемь лучших по итогам года?
На данный момент именно так. Если первый опыт окажется успешным, будем формат расширять.
С.: Кипр – один из вариантов или уже утвержденная точка на карте?
С позиций ценовой политики вариантов два – Кипр и Турция. Но в Турции, и конкретно в Анталье, есть проблема со стадионами, а на Кипре ее нет. Ну и февральские поля на Кипре лучше турецких.