В элите Гордеев уже работал. Но предстоящий сезон для 40-летнего специалиста можно назвать дебютом в премьер-лиге. Потому что руководить «Мордовией» будет не тренер-новичок, каким Андрей Львович начинал в «Сатурне», а специалист, обогащенный сотрудничеством с Гусом Хиддинком, Самюэлем Это’О и прошедший через тяготы ФНЛ. Принял Гордеев серьезный вызов — попытаться сохранить «Мордовию» на позициях, на которые ее вопреки прогнозам вывел Юрий Семин.
Даем шанс молодежи — все в ее руках
— Андрей Львович, мы вас и команду потеряли. На сайте «Мордовии» информация лишь о втором сборе, а по срокам в разгаре должен быть первый.
— Все правильно. Мы начали подготовку в той же стране, куда приедем и на второй сбор. Уже шестой день тренируемся в Белграде, на базе сборной Сербии. Погода, поля, бытовые условия — все идеально для плодотворной работы. Я же пока еще знакомлюсь с командой.
— Еще один информационный пробел — состав тренерского штаба. Познакомьте с ним.
— Мне помогают Николай Ковардаев, пришедший со мной, Марат Мустафин, работавший в «Мордовии» до нас. Также остался в команде тренер вратарей Дмитрий Тяпушкин.
— Контрольные матчи в Белграде запланированы?
— Да. 25 июня играем с «Ягодиной». 28-го — собираемся провести два матча — двумя составами. Соперник еще не определен. Главная задача — дать возможность поиграть всем футболистам.
— Кто-нибудь может покинуть команду в ближайшее время?
— Ушли из «Мордовии» Эбесилио (в «Анжи». — «Спорт День за Днем») и Данило, у которых закончились контракты. По ним вопрос закрыт. Другой арендованный голкипер Антон Коченков пока вернулся в «Локомотив».Где он продолжит карьеру, я не знаю. Все остальные футболисты в нашем распоряжении. Кроме того, тренируются с нами пятеро ребят из молодежного состава.
— Вы на них рассчитываете?
— В перспективе — однозначно. Ребята принадлежат нашему клубу, уйти могут лишь в аренду. А вот шансы их остаться в первой команде зависят исключительно от них. Сборы — хорошая возможность для молодых убедить тренерский штаб в готовности уже в ближайшее время помочь команде.
— Клуб ставил перед вами задачу — активнее интегрировать в команду собственных воспитанников?
— Да, пожелание прозвучало. Нас ориентируют на это. Но жесткой установки быть не может — все ведь понимают, что уровень футбола в премьер-лиге совсем не тот, что в ФНЛ и тем более — молодежном первенстве. Для адаптации на высшем уровне нужны и время, и большие усилия самих футболистов.
Прошлогодний состав «Мордовии» заслужил доверия
— Кстати, как вы восприняли сохранение лимита в прежнем виде? (Исполком РФС завтра должен утвердить прежнюю схему 7+4. — «Спорт День за Днем»)
— Спокойно. Важно отметить, что победил здравый смысл. У многих клубов хватает иностранцев на длительных контрактах, к тому же до начала сезона остается меньше месяца. Изменение правил могли поставить с ног на голову работу селекционных служб и тренеров.
— Принятая зимой на исполкоме РФС версия 10+15 могла принести пользу?
— Единого влияния на весь российский футбол она бы, скорее всего, не оказала. Удобной эта схема была бы для ведущих команд, которые выступают в еврокубках и где многие легионеры на первых ролях. Для нас же принципиальной разницы нет. По нынешней схеме у нас не очень много легионеров, так что возможностью выпустить на поле все десять легионеров мы бы вряд ли воспользовались.
— В какие линии намерены брать новичков?
— Сейчас так вопрос не стоит. Команда в прошлом сезоне добилась многого. Не только убедительно закрепилась в премьер-лиге, но и заняла высокое место, показывала хороший футбол. Поэтому все футболисты заслуживают доверия — мы рассчитываем в первую очередь на них.
— Что скажете о перспективах в «Мордовии» воспитанника петербургского футбола — Олега Власова?
— Олег хорошо провел прошлый сезон, играл стабильно, был одним из лидеров команды. Я на него рассчитываю в этой же роли. Он с большим вдохновением тренируется, никаких вопросов к нему нет.
Разговор с руководством
— Одна из причин ухода из «Мордовии» Юрия Семина — урезание бюджета клуба. Вас это совершенно не смущало?
— Разговор о таких изменениях в клубе действительно был. Но я не хочу заострять внимание на этой теме. Сложности возникают у многих, не только у «Мордовии». Значит, надо приспосабливаться к обстоятельствам и работать в этих условиях.
— В этих условиях реально удержать команду на той же высоте, которой достиг Семин?
— Конечно, будет сложно. Но мы сейчас так далеко не заглядываем. О месте в таблице разговора не было. Ближайшая задача — удачно стартовать в чемпионате, сделать игру команды узнаваемой. Глобальную же задачу сформулирую так — «Мордовия» должна в премьер-лиге жить, а не выживать.
— Но руководство клуба как-то озвучило свои ожидания от результата?
— Разговор по этому поводу еще предстоит. Ближе к старту сезона соберемся, все подробно обсудим, тогда, наверное, тему о конкретном результате и затронем.
— Заполняемость стадиона будет учитываться как показатель результата «Мордовии»?
— Видеть как можно больше людей на трибунах все клубы хотят, все такую задачу ставят. По крайней мере, я не слышал ни от одного руководителя, которым бы масштаб аудитории болельщиков был безразличен. Другой вопрос — у кого как получается.
Пусть о нашей команде судят со стороны
— Вы намерены привлекать болельщиков не только местом в таблице, но и узнаваемой игрой. Так?
— Да.
— В чем собираетесь игру команды изменить?
— Я предпочту отойти от любых рассуждений на тему сравнения с «Мордовией» прошлого сезона.
— Тогда спрошу по-другому: какой вы хотите видеть «Мордовию» под вашим руководством?
— Вы все-таки меня тянете в сторону сравнений. Что-нибудь изменится, если я скажу о желании больше контролировать мяч, добиваться разнообразия на чужой половине?
— Конечно. Теперь понятно, что ждать от вашей команды в новом сезоне, к чему вы стремитесь.
— Будет лучше, чтобы узнаваемость команды демонстрировалась не моими словами, а на поле. Не я, а болельщики подмечали бы особенности нашей команды.
— Кстати, с Юрием Павловичем о делах «Мордовии» пообщались?
— Нет. Возможности не представилось. Семин покинул «Мордовию» сразу после окончания чемпионата. Я же прилетел в Саранск позже и всего на несколько дней. Договорился с руководством, согласовали условия, познакомился с городом.
Главная «фишка» Хиддинка
— Саранский спортивный колорит имеет аналоги в России?
— Саранск в этом смысле явно выделяется. По крайней мере, на фоне тех городов, где работал раньше. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть огромную роль спорта в Саранске. Шикарные многофункциональные стадионы для легкой атлетики и водных видов спорта, дорожки для велосипедного спорта. Важно, что условия адаптированы и для профессиональных занятий, и для любителей разного возраста.
— Вы поработали с Гусом Хиддинком на его крайнем этапе российской карьеры. Говорили, что в «Анжи» Хиддинк от активной работы в поле отошел и наблюдал за тренировками со стороны?
— Для начала отмечу, что право на жизнь имеют совершенно разные подходы. Можно добиваться результата и когда главный тренер заранее подробно расписывает план занятий, проговоривает роль в нем каждого помощника, но сам наблюдает за процессом со стороны. А можно делать иначе, если главный участвует во всех упражнениях и разъясняет каждую мелочь. Что же касается Гуса в «Анжи», то это ничем не обоснованные слухи. Хиддинк всегда делегировал помощникам достаточно полномочий, но и сам все время был на поле, активно руководил работой игроков.
— Главное, что почерпнули от сотрудничества с ним?
— С моей стороны, неправильно выделять здесь только Хиддинка. Я ведь работал помощником и у Гаджи Гаджиева, и у Юрия Красножана. Тоже опытных, интересных тренеров, с глубокими знаниями. Если говорить о Хиддинке, отмечу его умение создавать позитивную атмосферу в команде. И как футбольный специалист Гус — дока, очень тонко понимает игру, учитывает невидимые многими детали. Но и за пределами поля — он большая личность, вокруг которой в любой его команде объединялись игроки. Может показаться, что этого сложно добиться, но у Гуса получалось.
— Кто из старших коллег оказал наибольшее влияние на формирование вас как тренера?
— Так тоже ставить вопрос нельзя. Потому что просто так собирать в себе идеи, наработки и методы опытных коллег бессмысленно. Что делают другие, можно и нужно подмечать. Но все пропускать через строгий собственный контроль: а смогу ли это применить я, а сработает ли это в моей команде, а четко ли я понимаю, зачем такой-то специалист это делает? Не копирование других, а выработка своего неповторимого стиля — важнейшее условие успешного тренера.