Кого только не встретишь в СКК в дни традиционного турнира памяти Валентина Гранаткина. Тренеры, селекционеры, агенты… Украинских 17-летних юношей привез в Петербург Александр Головко — бывший капитан киевского «Динамо» и сборной Украины, полуфиналист Лиги чемпионов — 1999, центрбек-персональщик, попивший кровушки звезд планетарного масштаба — Морьентеса и Кирстена, Карью и Янкера.
Сегодня Головко живет настоящим. Проблем в тренерской кухне хватает, большинство из них напоминают российские реалии. К слову, команда Головко — соперник юношеской сборной России 1992 года рождения в квалификационном раунде чемпионата Европы. Корреспондент «Спорта» пообщался с Головко в уютном холле гостиницы «Пулковская», где жили в дни турнира все участники Мемориала Гранаткина.
«Металлург» не отпустил Коваля
— Александр, начнем с воспоминаний. Никуда от них не денешься. Когда последний раз приезжали в Петербург?
— Давно... Только город-то назывался Ленинградом… Весной 1991-го я был игроком симферопольской «Таврии», играли мы с «Зенитом» в первой лиге под крышей СКК. Припоминаю, что покрытие тогда лежало другое...
— Абсолютно точно — старый ковер, уложенный прямо на бетон. А как сыграли в том матче?
— Сейчас уже вряд ли вспомню… («Зенит» выиграл — 1:0, а 19-летний Головко появился на поле на 69-й минуте. — «Спорт»).
— Ваш коллега, наставник юношеской сборной России Юрий Смольянинов жаловался, что серьезные трудности в работе создают футбольные агенты. В Украине аналогичная ситуация?
— В моей работе нет подобной проблемы. С агентами я могу поздороваться, поговорить, выслушать их мнение, но не более того. Я сразу себя так поставил: моя команда комплектуется лучшими игроками данного возраста по футбольным качествам.
— Как выстраиваются взаимоотношения с клубами? Вам всегда идут навстречу, отпуская игроков? Почему, например, на турнире памяти Валентина Гранаткина мы не увидели 17-летнего вратаря запорожского «Металлурга» Максима Коваля, который осенью произвел фурор, отразив пенальти после ударов Милевского и Фернандинью? В его возрасте, наверное, лишь Игорь Акинфеев играл в «основе» клуба элитного дивизиона...
— Когда мальчик еще не раскрученный, он приезжает в сборную. Как только кто-то проявит себя в мастерах, клубы нам делают одолжение, отпуская игроков. Я не согласен с такой позицией. «Металлург» не отпустил Коваля на турнир в Петербург. Понятно, что ребята в командах премьер-лиги растут и получают зарплату, но есть престиж государства, есть честь флага…
— Многим специалистам хотелось увидеть в составе вашей команды Владислава Калитвинцева, сына популярного игрока Юрия Калитвинцева, вашего бывшего партнера по киевскому «Динамо» и сборной Украины.
— Перед Новым годом Калитвинцев серьезно заболел — грипп, высокая температура — и остался в Киеве.
— Не рановато ли парня, которому едва исполнилось 17 лет, Валерий Газзаев планирует взять на сбор главной команды киевского «Динамо»?
— Понятно, что на Влада давит имя отца. Генетика у него хорошая, к тому же Калитвинцев-младший — левша, а таких игроков в плане техники особо и тренировать не нужно — только поддерживать. Можно согласиться: после того как завершили карьеру Юрий Калитвинцев и Валентин Белькевич, киевское «Динамо» да и сборная Украины так и не нашли такого креативного исполнителя, который и читал бы игру, и передачи отдавал, и оборонялся, и забивал голы. Как только появляется такой мальчик, способный сыграть вперед, то сразу к его персоне проявляется повышенный интерес. Владислав работает в динамовском фарм-клубе под руководством отца, требования — самые высокие. Но… мальчику всего 17. Мое мнение, что играть в главной команде «Динамо» ему рано. Самое опасное — бросить Влада в такую игру, где его психика может пострадать.
Заканчивается беготня — начинаются проблемы
— Если вспомнить молодую поросль украинского футбола, которая приезжала на Мемориал Гранаткина в разные годы, то лишь защитник «Барселоны» Дмитрий Чигринский, игравший на турнире в Москве зимой 2004-го, вырос в звезду европейского уровня. Остальные потерялись при переходе во взрослый футбол?
— К сожалению, если раньше, еще во времена СССР, был отбор в юношеские сборные, то сейчас — просто набор! Я просмотрел около девяноста мальчишек 1992 года рождения. Функционально у нас хорошо готовят всех, но когда заканчивается беготня и нужно начинать думать на поле, возникают проблемы. В среднем из выпускного класса футбольной школы (примерно 28 ребятишек) в профессионалы попадают не более трех. Это очень жесткий переход. Молодого игрока нужно долго подводить. Да и в клубах на первое место выходит коммерция. Поэтому появление таких игроков, как Чигринский, — случай единичный.
— Институт сборных в украинском футболе — миф или реальность?
— Комитет по сборным, который возглавляет уважаемый специалист Семен Альтман, пытается выстроить пирамиду от юношей самого младшего возраста к национальной команде. Сейчас уже формируется сборная мальчишек 1995 года рождения. Тренеры работают в одном направлении. Кто-то из младшего возраста может попасть в старшую команду — это для них серьезный стимул.
— Уже сверстана программа подготовки к октябрьским матчам квалификации чемпионата Европы, где ваша команда сыграет в одной группе с россиянами?
— В марте проведем сбор в Турции, 19 мая сыграем товарищеский матч со швейцарскими сверстниками — чемпионами мира (U-17), между прочим. А вот с дальнейшими планами мы пока не определились.