Под руководством 46-летнего Олега Протасова «Ростов» в первой половине сезона уже не раз успел удивить. Начали чемпионат южане с домашнего поражения от «Томи». Через два тура последовало разгромное поражение в Нальчике. Зато потом ростовчане сняли скальп с ЦСКА и «Спартака». В преддверии домашнего поединка с «Зенитом» знаменитый в прошлом форвард, а ныне рулевой «Ростова» поделился своими впечатлениями о первой части сезона, а также рассказал о том, как команда готовится к приему гостей с берегов Невы.
Россия чуть впереди Украины
— Олег Валерьевич, под вашим руководством команда провела уже почти целый круг. Можно ли сказать, что вы полностью адаптировались в российской премьер-лиге?
— Я не стал бы говорить о какой то адаптации. Все-таки приехал в Ростов не с другого континента. Информацией о российском футболе владел: постоянно смотрел матчи, был в курсе новостей, общался с коллегами. К тому же до этого у меня был опыт работы с «Кубанью», хоть и небольшой.
— Вам довелось работать и в украинском чемпионате. Знаете его изнутри. Как он выглядит по сравнению с российским?
— Этот вопрос многих интересует. Могу сказать, что в целом сравнивать два чемпионата очень тяжело. Если говорить о силе команд, то, наверное, в России их побольше, как больше и хороших футболистов. Впрочем, это и неудивительно, учитывая, что здесь население намного больше и выбор, соответственно, шире. С другой стороны, понятно же, что те же «Шахтер» и киевское «Динамо» намного превосходят середняков российского первенства и ничем не уступают его лидерам.
— Что скажете про инфраструктуру?
— Понимаете, тут тоже сложно говорить однозначно. Таких тренировочных баз, какие есть у «Динамо» с «Шахтером», думаю, нет не только в России, но и у многих клубов Европы. Прекрасные условия у «Днепра», в котором я работал. Базы «Кубани» и «Ростова» им здорово уступают. В то же время некоторые клубы в России испытывают большие финансовые трудности, выживают даже с помощью премьер-министра. Вряд ли в таком случае можно говорить о строительстве суперсовременных тренировочных центров. При этом известно, в каких условиях тренируются игроки «Сатурна», «Локомотива», «Зенита». И как здесь можно сравнивать? Вот по качеству трансляций, футбольных передач, освещения в прессе российский чемпионат действительно превосходит своего южного соседа. Здесь все это делается более интересно и оперативно.
— И все-таки если сложить все аспекты, чей футбол выше?
— Выражаясь языком легкоатлетов, скажу, что российский футбол на один корпус опережает украинский (смеется).
— В котором не видно конца гегемонии двух клубов? Чего не хватает тому же «Днепру» для регулярной борьбы за золото с «Динамо» и «Шахтером»?
— В «Днепре» многое за последнее время сделано для того, чтобы клуб был еще сильней и стабильней. Но донецкий и киевский клубы, мало того что имеют хорошие условия и широкий выбор классных исполнителей, так еще и обладают большим опытом выступлений в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, они много раз выступали против сильнейших клубов Европы. Это придает дополнительную уверенность игрокам и, конечно же, помогает добиваться результата во внутреннем первенстве.
— Это первенство, получается, обречено на борьбу лишь двух команд?
— Нет, не думаю. В руководстве того же «Днепра», да и других клубов, тоже работают амбициозные люди, и со временем, уверен, они составят реальную конкуренцию грандам.
Психологи не приживаются
— Поговорим о вашей команде. Вы удачно провели последние домашние встречи с претендентами на медали: победили ЦСКА и «Спартак», дали бой «Рубину». Но с более скромными соперниками результат был другим. Как это объяснить? Настрой у команды на лидеров более серьезный, чем на середняков и аутсайдеров?
— Не хотелось бы так думать, но, вполне возможно, такая проблема есть. Конечно, приятно обыгрывать лидеров, но я не устаю повторять игрокам, что максимальный настрой, предельная концентрация, строгая дисциплина должны быть в матче с любым соперником. Во всех играх и тренировках, каждом моменте, даже микроэпизоде надо выкладываться полностью. Приходится постоянно это доносить до футболистов, проводить с ними психологические беседы.
— Как относитесь к идее привлечь психолога для таких бесед?
— Очень неоднозначно. Дело в том, что специфика психологии футболиста — очень тонкая и сложная вещь. Это не просто пациент, который придет на прием к психологу, расскажет ему обо все проблемах, получит рекомендации и уйдет. Футбольная жизнь состоит из очень многих нюансов, и успешно работать там может лишь человек, который с ней хорошо знаком, съел не один пуд соли.
— Игроки как таких специалистов воспринимают?
— Я о том и говорю, что если человек не знает футбольной специфики, то близко к себе его не подпустят. И говорить о какой-то помощи в этом случае не приходится.
— Когда вы сам играли в сборной СССР, тренерский штаб привлекал психологов.
— Припоминаю, что дважды Валерий Васильевич Лобановский пробовал привлечь их работе. Но подробностей общения с ними не помню. Значит, наверное, они в команде не прижились. Возможно, как раз по той причине, что в спорте были дилетантами.
«Зенит» лидирует по праву
— Внимательно следите за вашим предстоящим соперником?
— Конечно, если команда лидирует с самого начала чемпионата, обращает на себя внимание. Особенно отмечу то, что «Зенит» поразительно быстро приспособился к требованиям нового тренера и показывает во многом другой футбол, нежели у него был в прошлом сезоне.
— Вас это удивило?
— Не могу сказать, что удивило. Скорее, я бы отметил очень высокий класс футболистов, которым оказалось под силу так быстро перестроиться.
— Кто-то считает, что «Зенит» не по игре занимает первое место. Что скажете?
— Не знаю, кто и почему так говорит, но, судя по тому, что сейчас питерцы показывают на поле, они безоговорочные претенденты на золото. Это очевидно!
— В стане вашей команды есть повышенный ажиотаж в преддверии матча с лидером?
— Пока я такого я не замечаю. Наверное, ближе к матчу появится.
— Будете как-то особенно готовиться?
— Нет, собираемся следовать обычному плану. У нашей команды есть преимущества, которые мы постараемся использовать, чтобы осложнить жизнь «Зениту». При этом будем, конечно, и отдельно разбирать игру ведущих игроков соперника, и тактику построим с учетом особенности игры петербуржцев.
— Будучи игроком «Днепра», а потом киевского «Динамо», вы часто играли против «Зенита». Какие-нибудь матчи запомнились?
— Пожалуй, помню матч на финише сезона 1984 года. Перед ним и у «Днепра», и у «Зенита» были хорошие шансы на первое место. У меня было в том матче несколько моментов, хорошо помню, как с близкого расстояния бил головой, но промахнулся. Помню, очень переживал, «Зенит» наказал нас за расточительность, забив победный мяч в середине второго тайма. Остальные моменты того матча стерлись из памяти.
— Про игры в Ленинграде что скажете?
— Помню только, что ранней весной и поздней осенью играть приходилось в манеже. На самом деле Ленинград у меня вызывал интерес не по футбольным причинам.
Питер напоминает Рим
— Очень интересно!
— С детства очень нравился этот город. Всегда с удовольствием приезжал туда, интересовался его историей, прочитал много книжек о Ленинграде. Считаю, это один из красивейших и интереснейших городов в мире. Причем по своему общему устройству, архитектуре он очень похож на некоторые европейские города.
— Какие, например?
— Считаю, по архитектуре зданий, тому, как устроен центр города, Питер очень похож на Рим. Впрочем, давно я уже у вас не был. Может, город изменился уже!? (Смеется.)
— Да, в чем-то вы правы. Этим летом у нас стоит просто беспрецедентная жара!
— В Ростове тоже очень жарко — сорок пять градусов. «Зенит» ожидает теплый прием в прямом смысле.
— Возможно приспособиться к таким условиям?
— Если долгое время играть в стране с жарким климатом, то постепенно к этому адаптироваться можно. И потом уже жара не будет сильно сказываться на игре. С другой стороны, с помощью каких-то тренировок влияние такой погоды на организм изменить нельзя. Поэтому, как правило, тяжело всем.
— В этом году все-таки многие матчи проходят вечером.
— Очень разумное решение. Понятно, что футбол — это большой бизнес и время матчей зачастую назначается в угоду телевидению, но здоровье игроков надо беречь. В конце концов, именно они главные действующие лица в футболе.
— Вы играли и работали в разных странах. Насколько там заботятся о здоровье футболистов, когда такая жара?
— Где-то, конечно, назначают специально игры на поздний вечер. Но, повторю, футбол — большой бизнес, игроков о таких вещах не спрашивают. Если на чемпионате мира в Мексике 24 года назад матчи назначали на 12 часов дня, в самое пекло, для того чтобы Европа могла смотреть, то что говорить про сегодня?!
— На прошлой неделе президент РФС анонсировал переход на систему «осень — весна». Видите в этом плюсы?
— Однозначный плюс, что и начинаться, и заканчиваться чемпионат будет на хороших полях. Это важно. Хорошо, что мы будем иметь идентичный календарь с Европой, в одни сроки трансферные окна. Про остальное затрудняюсь ответить — я работал при обеих системах и к любой привык.