Известный футбольный специалист неделю назад возглавил эстонскую команду. Корреспондент «Спорта» связался с Владимиром Казаченком и попросил поделиться впечатлениями от новой работы, а также проком-ментировать возвращение в «Зенит» Александра Кержакова.
Не чувствую, что я за границей
— Владимир Александрович, уже приступили к работе?
— Да, 5 января подписал контракт на два года. Сейчас тренируемся на базе клуба в Силламяэ.
— В манеже?
— Сперва работали на воздухе, у нас искусственное поле хорошего качества, расчистили его от снега и занимались. Но сегодня мороз ударил — минус 21, и мы перебрались под крышу.
— Сами где разместились?
— Здесь же, на базе. Нормально устроился.
— Есть чувство, что работаете за границей?
— Пока нет. Все вокруг говорят по-русски. Правда, немного медленно (смеется). Российские телеканалы здесь можно смотреть, даже наши, петербургские.
— Силламяэ во времена СССР был закрытым городом из-за расположения здесь предприятий по переработке урановой руды. А что сейчас?
— Маленький уютный городок. Работает порт. Рядом курортное местечко Усть-Нарва. Мне здесь очень нравится. Успели с сыном съездить на рыбалку на Чудское озеро, здесь недалеко.
— Футбол в городе любят?
— Несомненно. Даже на наши тренировки приходят смотреть болельщики. Человек по пятнадцать-двадцать. Один из них рассказал, что сам из Волхова, знает с детства Колю Ларионова…
— Стадион в Силламяэ, наверное, небольшой, тысячи на три?
— Нет, еще скромнее — на 600 мест. Но и городок небольшой, около 15 тысяч жителей. Матчи Лиги Европы придется играть на стадионе «Ле Кок Арена» в Таллине, где принимает соперников сборная Эстонии.
— Ваш клуб «Калев» совсем недавно, в 2006-м, играл во второй лиге. В 2007-м вышел в первую, через год добился права выступать в элитном дивизионе, который называется Лигой мастеров, а в 2009-м занял второе место в чемпионате и в этом сезоне будет играть в Лиге Европы. Благодаря чему достигнут такой прогресс?
— В клубе работают серьезные люди, они все делают для его развития. Президент «Калева» Александр Феодосьевич Стародубцев очень любит футбол.
— Перед вами поставили на сезон конкретные задачи?
— Я не пошел бы работать в клуб, который трепыхается где-то в серединке, ни на что не претендует. Задача — побеждать во всех турнирах, в которых мы участвуем и в Эстонии, и в Кубке Балтийских стран, а также достойно выступить в Лиге Европы. Нашими главными конкурентами будут клубы из Таллина — «Левадия» и «Флора».
— В «Калеве» есть легионеры?
— Два россиянина — Александр Мутик и Евгений Кабаев, оба из Питера. Еще есть футболисты из Литвы, но они в эстонском чемпионате не считаются иностранцами, как и игроки из Латвии.
— Сейчас будете заниматься селекцией? Кого-то из России пригласите?
— Сложно с этим. Уровень зарплат здесь гораздо ниже, чем в России. Годовой бюджет нашего клуба примерно равен окладу футболиста из команды-середняка российского первого дивизиона.
— Кто входит в ваш штаб?
— Мне помогает Анатолий Иванович Ушанов, он же тренирует вратарей. В прошлом году он возглавлял «Калев» и выиграл серебряные медали. Мы с ним вместе работали в «Петротресте».
В Эстонии футбол профессиональнее, чем в России
— Вы перед Новым годом посмотрели турнир по футболу в залах с участием всех десяти команд Лиги мастеров. Оценили уровень местного футбола?
— Неплохой уровень. Соответствует примерно нашему второму дивизиону. Игроки, возможно, не очень быстры, но весьма неплохо обучены технически и тактически. В этом турнире мы заняли четвертое место, всего на три очка отстали от победителя.
— Футбол в Эстонии профессиональный? Ваши игроки больше ничем не зарабатывают на жизнь?
— Да, «Калев» — клуб профессиональный. И вообще, скажу, что в Эстонии к развитию футбола относятся гораздо серьезнее, чем у нас. Так, по регламенту каждый клуб должен иметь в своей структуре не только детскую школу и выставлять для участия в чемпионате Эстонии три юношеские команды, но еще и женскую команду, играющую в высшей лиге. У всех клубов нормальные условия для работы, хорошие тренировочные базы, каких нет у некоторых наших клубов премьер-лиги. Что мне нравится, так это система сотрудничества внутри клуба: если мне понравится игрок из юношеской команды, я могу его перевести в основной состав без всяких дополнительных заявок.
— Сборы за рубежом Эстонии у вас запланированы?
— Будем работать в основном на своей базе, благо условия это позволяют. Возможно, в феврале примем участие в международном турнире Кубок Туркменбаши в Ашхабаде.
Саше нужен кураж
— Не могу не спросить о возвращении в «Зенит» Александра Кержакова, игрока, в становлении которого вы приняли непосредственное участие. Как оцените его перспективы?
— Думаю, это правильный шаг Кержакова. Как мы видели, и в «Севилье», и в «Динамо» он не показывал той игры, что в «Зените». Ему надо сменить клуб, чтобы не потерять себя. Сейчас Саше 27 лет, а это возраст расцвета.
— Многие считают, что Кержаков так ярко выглядел в «Зените» потому, что рядом с ним был Аршавин, который делал много голевых передач…
— Скажу, что и Аршавин хорошо смотрелся, когда рядом с ним был Кержаков, много забивавший с его передач. В футболе все взаимосвязано, одно вытекает из другого.
— Сейчас в «Зените» есть игроки, способные «кормить» Кержакова передачами?
— Конечно, у «Зенита» очень сильная средняя линия. Добавлю, что Кержаков — игрок куража. Он хорош, когда вся команда на подъеме, на эмоциях, много атакует. Такое мы видели в «Зените» при Юрии Андреевиче Морозове, при Петржеле, в лучших матчах Адвоката — когда все рвутся к победе, все носятся как заведенные.
— Так получилось, что Кержаков почти повторил ваш путь. В свое время вы тоже ушли на три года из «Зенита», выступали за московское «Динамо». Когда вернулись, у вас были какие-то проблемы?
— Честно скажу — никаких! Я вернулся в родной город, родную команду и чувствовал мощный подъем. В первый же год по возвращении стал лучшим бомбардиром «Зенита», чего желаю и Кержакову. И вообще ему пора выиграть в России что-нибудь серьезное.