• Экс тренер сборной США Лу Вайро: «Вслед за Ковальчуком через 10–20 лет на родину вернутся все русские»

    19.09.13 00:58

    Экс тренер сборной США Лу Вайро: «Вслед за Ковальчуком через 10–20 лет на родину вернутся все русские» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    На прошедшем в Омске Кубке мира среди молодежных команд побывал президент Федерации хоккея США по специальным программам Лу Вайро, много лет тренировавший американскую сборную. Там он любезно согласился дать интервью «Спорту День за Днем», ответив в том числе на вопросы о будущем НХЛ, Олимпиаде, советском хоккее и Анатолии Тарасове.

    В США мало кто знает про чемпионат мира

    — В чем сейчас заключается ваша работа в Американской федерации хоккея?
    — Я работаю там 28 лет, и у меня нет одного определенного направления. Работаю со всеми. У нас есть детский хоккей, за него отвечает один директор. Есть директор, отвечающий за национальные команды и специальную программу по развитию игроков... словом, обычная структура. Я взаимодействую со всеми ними. Никого не тренирую, но выступаю на многочисленных тренерских семинарах.

    — На чемпионат мира этого года сборная США приехала в весьма молодом составе. Федерация довольна его результатом?
    — Результат очень хороший. И у такого решения были свои причины. Очень дорого посылать на чемпионат игроков НХЛ из-за страховок. И еще потому что они уже звезды и в таком статусе на турнире сборных не всегда хорошо играют. Поэтому мы решили отправить молодых, голодных до побед ребят, иногда гораздо лучше делать так. Мы можем их там оценить, дать им набраться опыта, подняться на высокий уровень. И деньги, которые мы сэкономим на страховках, можем потратить на развитие молодежи. В России такого сделать не могут. Для нее чемпионат мира исторически очень важен. В США мало кто вообще знает о таком турнире. И не переживают за него. Даже хоккейные фанаты. Постепенно эта ситуация меняется, потому что в последние два года впервые много игр чемпионата показывают по телевидению, на канале НХЛ.

    — Сборная России выступила на мировом чемпионате неудачно. Может, нам пригласить, как швейцарцы, североамериканца?
    — Думаю, в сборной каждой страны должен быть свой тренер. Но мир изменился, стал глобальным. В Советском Союзе была своя тренерская школа — Эпштейн, Чернышев, Тарасов, Карпов, Тихонов… Была финская школа, американская, канадская. Кто тогда мог представить, что теперь в КХЛ в российских клубах будут иностранные тренеры? Но в сборной команде должен быть свой специалист. Мне нравится Билялетдинов как тренер. Желаю ему успехов.

    — Значит, в сборной США явно всегда будет тренер-американец?
    — Да. Но если зарубежный тренер приедет в нашу страну, станет ее гражданином — у него будут все права. Хотя и как специалист он должен быть интересен.

    Тарасов советовал не копировать «Мону Лизу»

    — Какие у вас остались впечатления от общения с Анатолием Тарасовым?
    — Тарасов часто пытался провоцировать людей на что-то. Он повлиял на меня во всем. Замечательный человек: страстный, эмоциональный, честный. Он умел мотивировать, был жестким и делал игроков лучше. И у него было великолепное хоккейное воображение, видение, представление об игре. Тарасов всегда опережал время, был лидером. И при этом потрясающим артистом.

    — Почему вы решили поучиться его методике?
    — Впечатлила игра его команды. Я написал ему письмо: он предложил мне приехать в Советский Союз и изучить здешний хоккей внимательнее. Да и ко мне в Америку Тарасов приезжал, очень открыто общался, помог развитию нашего хоккея. Помню его ценный совет: «Лу, ты не должен копировать то, что мы делаем, полностью. Нужно просто взять некоторые принципы: изменить и адаптировать их для своих людей и собственной тренерской работы. Все тренеры разные. Не нужно копировать, иначе не станешь лучшим. Будет результат похуже, такой второсортный». Тогда я не совсем понял, что он имел в виду. И спросил: «Почему второсортный»? Он ответил: «Вот, возьми «Мону Лизу». Великое произведение. Если ты скопируешь ее, это все равно не будет так хорошо, как оригинал. Поэтому не копируй». Так что совет я запомнил, и мы изменили советские тренировки под свои реалии.

    Нельзя расстреливать весь боезапас сразу

    — Какие у вас ожидания от хоккейного олимпийского турнира в Сочи?
    — В последние 1012 лет я говорю так: мы можем выиграть золото или занять восьмое место. Очень трудно предположить. По моей практике на чемпионатах мира и Олимпиадах сужу — очень сложно выигрывать всегда. Нужно побеждать там, где ты и предполагаешь победить. А затем в ключевых встречах. Для примера вспомню 2000 год в Петербурге. Мы выиграли в группах все встречи, устали. Затем в игре плей-офф со Словакией выдали лучший свой период на турнире — первый. Должны были забить пять голов, но не забили ни одного. Отлично сыграл вратарь у словаков. Мы уступили 1:4. А словаки в итоге выиграли серебро. Мы же могли стать чемпионами, если бы победили в том матче. В Германии на следующий год произошло то же самое. Но уже мы выиграли в овертайме 4:3 у канадцев, хотя их команда была явно сильнее…. Не надо растрачивать все свои эмоции, расстреливать весь боезапас сразу. Восемь команд имеют на Олимпиаде шансы на чемпионство. Никогда не знаешь, чей вратарь будет сильнее в эти две недели. Те, кто немного слабее, как раз и опасны. Моим командам я всегда говорю: «Ребята, вы должны уважать любого соперника. Они не покупают билет, чтобы посмотреть, как вы играете, они сами играют».

    — НХЛ долго решала, отпускать все же своих игроков в Сочи или нет...
    — Там явно был конфликт интересов. Пришлось его разрешать. Хоккей — это бизнес. Владельцы клубов инвестируют большие деньги. Игроки много зарабатывают. Конечно, владельцы волнуются, что их игроки могут травмироваться. Они останавливают сезон из-за Игр. Я понимаю позицию НХЛ. С другой стороны, это особое событие, оно только раз в четыре года. Игроки очень любят там играть, а весь мир с удовольствием смотрит турнир.

    Болельщики хотят видеть своих игроков

    — Как оцените, что такая звезда, как Ковальчук, перешел из «Нью-Джерси» в СКА — покинул сильнейшую лигу мира?
    — Это очень интересно. Я должен высказаться осторожно, поскольку работаю в американской федерации, а НХЛ помогает нам финансово. Но по моему личному мнению — подчеркну это — в будущем, в течение лет 10–20, вообще все русские игроки будут выступать у себя в стране. И каждый будет играть в своей стране. У Канады будет своя лига, у США — своя. НХЛ не перестанет функционировать. Она останется, думаю. Но легко возможно такое сосуществование. Одна из причин такого прогноза — что у нас появится много собственных молодых игроков, поскольку сейчас мы активно развиваемся. Или в НХЛ будут только американские клубы. Таким образом, важно, что в России своя хорошая лига. Болельщики хотят видеть в своей команде местных игроков. Спортсменам непросто покинуть родную страну, культуру, менять язык. Тем более и в России можно заработать достаточно денег. А для международных игр останутся чемпионаты мира и Олимпиады. По моему мнению, при этом лед вообще везде должен быть одинаковым. Той же длины, как в НХЛ, а в ширину сделать больше на два метра. Соответственно европейские площадки нужно сузить. Так было бы интереснее, а в Северной Америке — безопаснее для игроков.

    — Вы считаете, что в СКА игровой уровень Ковальчука не снизится? Сейчас у многих опасения на эту тему.
    — Я думаю, у него будет много игр и мало отдыха. Плюс переезды. Это нелегко. Слышал его интервью — как очень талантливый игрок он был очень популярным в НХЛ. И, я точно понимаю, он будет у себя на родине, рядом со всей семьей, играть в тот хоккей, который ему нравится. И все равно зарабатывать деньги. Никаких минусов. При этом в прошлом сезоне я видел четыре матча СКА, и они показали там очень хороший хоккей.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»