Женская сборная России выступает на ЧЕ-2017, проходящем в Азербайджане и Грузии с 22 сентября по 1 октября. Побеседовать с волейболистками в Баку оказалось большой проблемой. Организаторы выгоняют и журналистов, и спортсменок из смешанной зоны! Утверждают, что вести диалог нужно в специальной комнате. Туда волонтеры должны приводить потенциальную собеседницу после подачи предварительной заявки. Только волонтеры предпочитают пить чай и смотреть волейбол с удобных мест в ложе прессы.
Капитан сборной России связующая Екатерина Панкова очень удивилась такому порядку, но не отказалась побеседовать с корреспондентом «Спорта День за Днем».
Россиянки за несколько дней до старта Евро обрели нового тренера. Им стал 46-летний чемпион Европы — 1991 Константин Ушаков — бывший ассистент наставников российской команды Юрия Маричева и Владимира Кузюткина. Трехцветные начали с натужной победы над украинками (3:2), но затем одолели принципиальных соперниц из Турции (3:1), открывая себе дорогу в плей-офф.
Синдром первого матча
— До старта Евроволея-2017 сборная России считалась фаворитом группы C, а команда Украины — аутсайдером. Почему победу в стартовом матче удалось добыть только в пятом сете?
— Украинки горели желанием дать нам бой. Настраивались на матч, как на финальный. Нам помешали нервы. У игровиков есть такое понятие, как «синдром первого матча». Я отчасти довольна, что стартовая игра сложилась именно так. Легкая победа в трех партиях могла расхолодить, а так девчонки собрались на последующих соперниц.
— Украинская скамейка на протяжении всего матча очень эмоционально поддерживала шестерку на площадке. На российской — тихо и спокойно.
— Это не значит, что в нашей команде есть проблемы с поддержкой. Все переживают друг за друга. Мы предпочли сконцентрироваться на игре.
— Встряска, полученная в стартовом матче, помогла настроиться на игру с командой Турции?
— Первую партию начали отлично, с хорошим настроем. Во второй немного застопорились. Аналитики сборной Турции тоже ведь работают. Мы приготовили им сюрприз: на площадку вышли девчонки, которые или вообще не играли с украинками, или получили совсем немного игрового времени. Это стало неожиданностью для соперниц.
— Выход Ирины Филишитинской на вашу позицию тоже был плановым?
— Конечно нет. Ира вышла потому что у нас начались проблемы на блоке. Она в этом компоненте сильнее.
— Сложно наблюдать со скамейки за тем, как подруги по команде бьются на площадке?
— Мне проще играть, чем наблюдать за игрой. Столько нервов уходит! Особенно когда все складывается так непредсказуемо, как в третьей партии против турчанок.
Всегда на связи с братом
— Не могу не спросить, как отразилась на команде рокировка в тренерском штабе? Владимира Кузюткина сменил Константин Ушаков — его бывший помощник.
— Если позволите, не буду комментировать решение руководства ВФВ. Это очень щепетильный вопрос и деликатная тема.
— Перед началом игры с украинками вы о чем-то довольно долго беседовали с Владимиром Кузюткиным, да и по ходу встречи обращались к нему за советом…
— А как иначе? Владимир Иванович — кладезь волейбольных знаний. Он очень много нам подсказывает, помогает принимать верные решения, особенно в напряженных концовках. Для связующей очень важно иметь на скамейке человека, который может вовремя подсказать.
— Константин Ушаков тоже играл на позиции связующего. Какие-то свои секреты амплуа вы от него почерпнули?
— В сборной мы работаем с Константином Анатольевичем уже много лет. Он мне очень многое дал как связующий связующей.
— Каким главным качеством должен обладать игрок этого амплуа?
— Холодной головой.
— В Петербурге летом создали мужской волейбольный клуб «Зенит», за который играет ваш брат, и тоже связующий, Павел Панков. Успеваете общаться с ним?
— Конечно! Мы постоянно на связи. С удовольствием смотрю игры «Зенита» с участием Павла. Наш папа летал в Санкт-Петербург, чтобы вживую увидеть его игру. Думаю, что у Паши все получится.
— А у вас и нашей волейбольной сборной?
— Для меня это третий чемпионат Европы. С двух предыдущих в 2013 и 2015 годах возвращалась с золотыми медалями. Опускать планку было бы неправильно.
Баку