(Фото: РИА «Новости»)
«Зениту» предстоит тяжелейший день. Его могут лишить полноценного домашнего футбола на несколько месяцев за последний инцидент на «Петровском» и наказать за петарды и сожженный флаг в Дортмунде — УЕФА обещал разразиться вердиктом как раз 14 мая.
Избежать санкций, как сейчас выражаются не только в Белом доме, но и на наших кухнях, будет сложно, поскольку именно питерский клуб на сей раз являлся организатором матча «Зенит» — «Динамо», а не наоборот. В десятый, а то и в сотый раз проблема заключается в фанатах. И просто денежным штрафом или «техничкой» отделаться невозможно. Понимают это и в клубе, раз был даже продекларирован пересмотр отношений с «виражом».
— Мы не пытаемся снять с себя ответственность за произошедшее и готовы к применению в отношении клуба наказаний, предусмотренных Дисциплинарным регламентом, — сказал «Спорту День за Днем» генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов.
«Вираж» поет: «Мы — «Зенит», и нам это нравится». Непонятно только, кто эти «мы» и что именно «нам» нравится. Многим людям перестало нравиться ходить на стадион довольно давно. Они, способные и желающие тратить деньги на абонементы на центральные сектора, все же ходят, потому что, наверное, хотят посещать футбол, как это делают люди во всем мире. Но спросите их, получают ли они удовольствие от «незабываемой», как это часто звучит применительно к зенитовским домашним матчам, атмосферы на стадионе. Или тех, кто в Вене вынужден был с чувством глубокого унижения укрываться от специальных отрядов служб правопорядка только потому, что: а) хотел болеть на выезде за СВОЮ команду; б) хотел смотреть футбол вместе со СВОИМИ. Солидные болельщики, сумевшие реализовать себя в жизни, взявшие с собой детей и позвавшие родственников, должны были, словно гадкие школьники, мотать головой и оправдываться: «это не я!» — просто потому, что два мира, совершенно чуждых друг другу, оказались тогда сплетены условиями выездного матча.
В Вене, кстати, на силу нашлась сила. Местные, на которых сверху посыпалась горящая пиротехника, были спасены мгновенно откуда ни возьмись нарисовавшимися бойцами, которые загнали агрессоров буквально под потолок «Эрнста Хаппеля». В Дортмунде было несколько проще: конструкция «Вестфаленштадиона» не позволяет состояться ситуации, когда болельщики хозяев оказываются прямо под гостевым сектором. Наверное, поэтому немецкий стадион встретил «файер-шоу» равнодушным молчанием, не удостоив «больших художников» даже свиста.
На «Петровском» же «Зенит» вынужден чувствовать себя словно в гостях. Клуб пошел навстречу почитателям, требовавших сократить количество полиции и омоновцев на матчах. Мол, портят пейзаж. В воскресенье этот самый ОМОН прибыл слишком поздно на место событий, наверное, потому, что их давно просят «не высовываться». Хотя когда «вираж» ломанулся к ограждению, все необходимые меры различными службами клуба и стадиона были приняты, что и было отражено в рапорте делегата РФПЛ. Нарушители покинули арену безнаказанно, но как в этой ситуации стоило поступить? Устроить бой до последнего патрона? Не иначе нужно справляться у австрийцев. Потому что без плана и понимания каждого шага можно снова вернуться в те времена, когда карты выдавались в руки уже другому хулиганью, в омоновской форме. Весь же ОМОН тоже не отвечает за пару дебилов, у которых чешутся руки врезать дубинкой, верно?
Кстати, о дебилах. Когда Роман Широков читал свою бесполезную лекцию после матча с АПОЭЛом, эскалации избежать все же удалось, как и сейчас, после «Динамо». И рапорт делегата тогда тоже был положительным. Подобие порядка удается поддерживать даже в самые трудные минуты, несмотря на то что оборонять «Петровский» становится все сложнее.
— Это старый легкоатлетический стадион, по большому счету не рассчитанный на те нагрузки, которые испытывает в наши дни, в том числе и по параметрам безопасности, — говорит Максим Митрофанов «Спорту День за Днем». — В техническом регламенте УЕФА первым пунктом по предотвращению выбеганий болельщиков на поле значится сооружение специального рва между полем и трибунами. Однако в случае с «Петровским» тогда нужно исключить возможность проведения здесь легкоатлетических соревнований. Другой же такой площадки в городе нет.
Впрочем, как нет ее, судя по всему, и в России, если даже для московских клубов 100-летний «Петровский» при всех своих объективных недостатках становится запасным аэродромом — по некоторым параметрам он даже превосходит технические нормы РФС и УЕФА. Но у «Зенита» нет иного пути, кроме как выжимать из ретроарены все соки. Клуб давно де-факто принят в европейскую семью, чему свидетельством может послужить не только стабильность выступлений в еврокубках, но и ряд требований по финансовому фейр-плей, который строгий УЕФА обязательно заставит выполнить. Если КДК оставит «Зенит» лишь без «виража», клуб это сможет пережить, коль сам завел речь о пересмотре отношений. Если и в самом деле переживет, дышать станет легче. С дисквалифицированным стадионом или переездом в другой город мы получим на самом деле бездарный футбольный антураж (он и так в России не блестящ), да еще и искусственно лишим представителя российского футбола возможности сводить «дебит с кредитом». Не тот случай, когда стоит использовать напалм. Тем, кому действительно нравится быть «Зенитом», необходимо оставить этот шанс.