Во время гоночного уикенда в Спа российский пилот «Ред Булл» Даниил Квят, несмотря на плотную занятость, выкроил время для обстоятельного разговора с корреспондентом «Спорта День за Днем».
Сардиния на пользу
— В отпуск вы после Хунгароринга наверняка уходили в отличном настроении?
— Так оно есть. Было очень важно преодолеть эту отметку, попасть, наконец, на подиум. Это было важно и для меня лично, и для команды. Но останавливаться нельзя. Теперь перед нами новые задачи, новые горизонты.
— Свой первый подиум «Формулы-1» вы завоевали в 29-й гонке. Сколько Гран-при, считаете, понадобится для победы?
— Ох, тяжело загадывать. Если посмотреть историю «Формулы-1», увидим: кому-то для достижении победы понадобились всего несколько гонок, кому-то — больше ста...
— А кому-то никакое количество Гран-при большого успеха так и не принесло…
— Ну да, и таких гонщиков было немало — но я о таком варианте даже думаю. Другое дело, что сказать что-то конкретное в ответ на этот вопрос я и не хочу и не могу. Возможно, где-то наверху ответ на него уже известнен. Но мы, считаю, знать его не можем и, более того, не должны. Надо просто работать — и в свое время все придет.
— Хочется верить. Ну а пока, думаю, есть еще немножко времени для того, чтобы вернуться к недавним каникулам. Судя по цветущиему виду, настроения они вам явно не убавили. Расскажете, где и как отдыхал?
— Отдыхал разнообразно. Сначала провел несколько дней дома. Потом поехал с друзьями на Сардинию. Отлично провели там время, я немного отвлекся от всех дел.
— Неужели даже от мыслей о «Формуле-1» удавалось отрешиться?
— Представьте себе — удалось. Но только очень ненадолго. Возвратился с Сардинии домой — и начал опять тренироваться, чтобы вернуться в команду в лучшей форме. Хотя и совмещал тренировки с отдыхом. Скажем, провел один день на картинге — и получил море удовольствия. Словом, отпуск удался — после него я чувствую себя просто прекрасно. Я полон сил, и вообще все хорошо.
— Совмещать работу с отдыхом вам нередко доводится не только во время каникул. Буквально через неделю после Гран-при Бельгии, 30 августа, вам предстоит выступать в Казани на шоу «Kazan City Racing», посвященном Дню республики Татарстан. Что в таких мероприятиях больше — дела или удовольствия?
— Интересный вопрос. С одной стороны, на таких шоу над тобой не довлеет результат, а потому можно ехать в свое удовольствие. Но, с другой стороны, мы публичные фигуры, мы представляем большую команду «Формулы-1», а потому не можем позволить себе какой-то не то что расхлябанности, но даже просто небрежности. В этом плане любое шоу — это работа. Точнее, часть всей нашей гоночной работы, причем важная часть. Поэтому относиться к ним мы должны с полной серьезностью.
— Если честно, трудно поверить, что к благотворительному забегу в швейцарском Лугано, в котором участники убегали от догоняющего их автомобиля, можно тоже относиться с полной серьезностью. Там, мне кажется, любопытно другое. Долго ли удалось удержаться до того, как тебя догнал автомобиль? И какого это, когда тебя обгоняют, а ты не за рулем, а на «своих двоих»?
— Мне и самому, думаю, было бы интересно узнать, какие в таком случае могут быть ощущения. Но, увы... Там было несколько вариантов участия, и мы бегали по другому сценарию — пробежали десять километров. Так что грузовик нас не догонял. Зато все десять километров меня подгонял мой тренер. И это было не так уж интересно — но, поверьте, совсем не легко.
— Охотно верю. Но вернемся к вашему первому в карьере подиуму. Вы выбрали для него самый подходящий момент. Ведь в летние каникулы часто проходят переговоры о новых контрактах. Тем более, что после Венгрии босс «Ред Булла» Кристиан Хорнер говорил: «С Монако Квят добивается все большего и большего прогресса. Он заслужил свой первый подиум. Это еще один балл в его пользу, который добавит ему уверенности. Его кривая развития красиво уходит вверх». Эта похвала воплотилась в какую-нибудь реальность? Нам стоит ждать новостей?
— Подобных новостей стоит ждать всегда. Вот только когда они появятся — я пока сказать не могу. Мы все сконцентрированы на своей работе, я, со своей стороны, делаю все, что от меня зависит. Делать свою работы еще лучше я, думаю, просто не мог бы. Думаю, команда это видит и понимает.
— Просто Спа поневоле навевает определенные ассоциации: в прошлом году именно здесь мы узнали о том, что вы еще на год продлили соглашение с «Торо Россо».
— Ну да, в прошлом году ясность наступила именно здесь. Но я считаю: гонщик обязан иметь в таких вопросах терпение. Когда-нибудь настанет момент, когда все станет известно.
Задача быть впереди. В том числе и Рикардо
— Еще одно яркое высказывание Кристиана Хорнера: «Наши гонщики очень открыты. Их отношения очень честны, они работают как единая команда — это лучшая комбинация пилотов, которая когда-либо у нас была. Их обратная связь — исключительна». Это действительно так?
— Ну, раз сам Хорнер так сказал... Думаю, мы с Рикардо действительно неплохо работаем вместе. Мы хорошо друг к другу относимся, и нам вместе удается хорошо настроить машины. А это очень важно.
— А ситуации вроде такой, что сложилась здесь же, в Спа в прошлом году, когда Росберг с Хэмилтоном выбили из борьбы друг друга, у вас в команде возможна? Как, по-вашему: есть ли предел в борьбе на трассе партнеров по команде?
— Если ты намного быстрее, команда, естественно, попросит напарника не мешать тебе заработать очки. Это обычная ситуация. А вообще, считаю, бороться должны все. Самое главное, чтобы борьба была честная.
— У вас она именно такая?
— Думаю, да. У нас с Даниэлем эта борьба получается очень уважительной, респектабельной.
— Респектабельность в командных отношениях — это здорово. Но недавно Мика Хаккинен высказал мнение, что вы оказываете на Даниэля Рикардо серьезное давление. «Рикардо — хороший и уважаемый гонщик, но в настоящий момент он испытывает трудности, оказавшись под прессингом со стороны напарника». Прокомментируете?
— Что тут сказать? Естественно, со стороны люди видят некоторые вещи не так, как они смотрятся изнутри. Естественно, Мика двукратный чемпион мира, много чего видит — наверное, куда больше, чем многие другие люди. Но я в любом случае концентрируюсь на своей работе, стараюсь делать ее максимально хорошо. А ощущает ли при этом Даниэль какое-то давление — это, наверное, не мое дело.
— И все же давайте расставим точки над «i». В прошлом году одной из ваших главных задач было опережать партнера по «Торо Россо» Жана — Эрика Верня. С Рикардо все обстоит точно так же?
— Естественно. Я никогда не скрывал, что моя задача — быть впереди всех. Даниэль — один из всех. Вот и все.
— Когда вы финишируете впереди Рикардо, он употребляет русские слова, которым вы его научили?
— Думаю, ему в такие моменты не до русских слов (Улыбается).
— Но слова-то были те самые, подходящие? Те, которые так любят футбольные фанаты?
— Да я уже плохо помню, чему я его учил!
— Не хотите признаваться — не надо. Но хотя бы отрекаться от того, что любите футбол, не станете?
— Нет, конечно.
— И от того, что болеете за «Рому», тоже?
— А почему я должен отрекаться, если я действительно за «Рому» болею?
— Дело в том, что нынешним летом на улицах башкирской столицы появились билборды с вашим фото и сообщением, что вы болеете за ФК «Уфа».
— Но это же совсем другое дело! Я хочу, чтобы команда моего родного города поднималась выше. Это было бы очень приятно. Поэтому, когда уфимцы вышли на меня с такой идеей, я охотно согласился.
— И как оформление этой идеи? Понравилось?
— Да. Мне прислали плакат — думаю, все нормально.
Общаться немного лень
— Вы недавно говорили, что удалили со своего телефона твиттер. Почему?
— Мне просто стало неинтересно. В жизни есть вещи поважнее, чем твиттер.
— А в каких-то социальных сетях остались?
— Да, у меня есть аккаунты в некоторых сетях. Если честно, не совсем под моим именем — потому что нужны лишь для того, чтобы общаться с друзьями. У меня во всем мире немало знакомых, и с помощью соцсетей общаться с ними достаточно удобно. И все.
— Наверное, это не слишком типично для ваших ровесников.
— Может быть. Думаю, и многие пилоты «Формулы-1» пользуются социальными сетями гораздо активнее. Но повторюсь — мне это сегодня совершенно неинтересно.
— Многочисленные признания в любви поклонников и, особенно, поклонниц, неинтересны тоже? Недавно вот было сообщение о том, что число подписчиков на фейсбук Лионеля Месси превысило восемьдесят миллионов.
— Здорово, конечно. Но не уверен, что меня подобное могло как-то греть. Конечно, приятно иметь поддержку. Но для меня это, если честно, не показатель. Понятно, к тому же, что Месси не сам общается со всеми этими миллионами. Ничего плохого в этом нет. Просто у каждого свои принципы и свои стандарты. У меня — свои.
— И они, эти ваши стандарты, не позволяют переложить общение с поклонниками на других людей?
— Что-то в этом роде.
— А общаться самому со всеми желающими — не хватит времени?
— И это тоже. Возможно даже, мне немного лень. Надеюсь, я честно ответил?
— Еще как честно. Посмотрим, как вы ответите на следующий вопрос — из серии тех, что вы не очень любите. Вы всегда садитесь в кокпит с левой стороны. Это специально, на удачу?
— Да нет, просто так как-то само собой получается. Иногда я, ксати, и справа сажусь — и ничего особенного не случается. Я вообще думаю: в любом случае эти вещи не способны ничего изменить.
— То есть никаких особых гоночных примет нет?
— Даже не знаю, что сказать. Стараюсь всегда выспаться перед гонкой — это очень важно.
— Это не примета — это потребность.
— Да, наверное именно потребность. Значит, получается, связанных с гонками примет у меня нет.
Чудес не бывает, есть только работа
— А заветных, пусть и несбыточных, желаний? Признайтесь, как на духу: хотелось бы, чтобы в «Формулу-1» вернулись мощные моторы прошлых лет?
— Я был бы не против. В 2004, 2005, 2006 годах были отличные моторы, я бы с удовольствием на таких погонялся. Но и на нынешних моторах я гоняю с не меньшим удовольствием. Так что пусть все будет так, как есть.
— Как есть? Трудно поверить, что вас удовлетворяют занимаемые в нынешнем сезоне места — пусть даже четвертые, как в Монако и Спа, и даже второе, как на Хунгароринге.
— Что тут сказать? Мы всегда надеемся занять самое высокое место, которое возможно. И мы все где-то глубоко в наших сердцах всегда мечтаем о победе — даже имея не самую конкурентоспособную машину.
— Все? Ваш напарник Рикардо недавно сказал, что не ждет в этом сезоне больших чудес. А вы?
— Я бы тоже не сказал, что жду чего-то особенного. Надо просто хорошо делать свою работу — а там что будет, то будет.
— А что будет? Трассы в Монако и Венгрии, самые медленные в нынешней «Формуле-1», машинам «Ред Булла» подходили лучше других — и вы с Рикардо выступили там просто отлично. Более скоростной трек в Спа, несмотря на ваше четвертое место, показал, что со скростью у вас пока не так хорошо, как хотелось бы. Так что, по-видимому, в сверхскоростной Монце вам придется несладко?
— Если следовать логике, то да. Очевидно, что дефицит в мощности сохраняется — а в Монце это имеет решающее занчение. Мы продолжим работу, стараясь исправить это, продолжим бороться, но...
— А как — если посмотреть с точки зрения скорости — видятся перспективы Сочи?
— В Сочи тоже много длинных прямых. Так что ждать особых чудес там сложно. Хотя я буду очень стараться выступить перед нашими российскими зрителями как можно лучше.
Бельгия